Особенности межкультурной коммуникации со студентами из Латинской Америки на уроках преподавания РКИ

Благодаря процессу глобализации, взаимодействие между людьми вышло на мировой уровень. Так, большое количество студентов из Латинской Америки приезжает учиться в Россию. Они хотят адаптироваться и изучить русский язык. Именно на преподавателя русского языка как иностранного ложится ответственность за подготовку иностранных студентов к российской действительности. А именно, перед ним стоит задача познакомить студентов с русской культурой, а также научить их «понимать» Россию и русский народ.

Современная ситуация в мире обязывает учителя быть толерантным. Так английский педагог Т.Е. Келли при определении модели мультикультурного учителя ставит на первое место такие качества как «национальная терпимость, признание многообразия мировоззренческих идеалов, уважение их ценностей и убеждений, суждений».
Давайте рассмотрим теперь общие признаки, характерные для представителей стран Латинской Америки:
1. Для латиноамериканцев очень важны личные отношения, и дружба для них имеет первостепенное значение;
2. Отношение ко времени у латиноамериканцев полихронное; опаздывать на час у них считается нормальным;
3. В общении латиноамериканцам присущи непосредственность, словоохотливость, толерантность. Они легко вступают в контакт с незнакомыми людьми, быстро переходят на дружеское общение с понравившимися собеседниками;
4. Персональное пространство, которое требуется латиноамериканцам в процессе коммуникации – небольшое, около 30-40 см, что значительно меньше, чем у большинства европейцев.
На основании собственного опыта взаимодействия со студентами из Латинской Америки мы делаем выводы, что отсутствие дисциплины очень характерно для них. Они не любят делать домашние задания, часто опаздывают на занятия. После нескольких повторений материала, тут же его забывают. Необходимо учитывать культурную специфику студентов при построении занятий, чтобы процесс обучения был эффективным.

Поэтому приведем несколько советов для ведения уроков РКИ в группе латиноамериканских студентов.

Во-первых, самое важное для латиноамериканцев – это общение. В процессе обучения иностранному языку они не нацелены на «саморазвитие», а скорее всего, на приобретение новых связей. Поэтому очень важно, чтобы в центре урока находились именно коммуникативные задания, формат которых предполагает работу в парах или группах по несколько человек. После выполнения каждого задания, составы групп лучше менять, чтобы все успели пообщаться друг с другом. Также можно разыгрывать театральные постановки, так как культура стран Латинской Америки богата карнавалами и фестивалями. Подойдут и ситуативные игры.

Во-вторых, в качестве домашних заданий лучше давать групповые проекты, чтобы присутствовал компонент межличностного взаимодействия.

В-третьих, преподавателю необходимо проявлять креативность, придумывая аутентичные задания, способные привлечь внимание студентов. Однако рекомендуется и следовать учебным материалам, чтобы студенты смогли что-то повторить дома, так как латиноамериканцы не очень любят вести конспекты и записывать. Поэтому учебное пособие необходимо выбрать так, чтобы соотношение коммуникативных заданий и грамматических правил было приблизительно равное.

В-четвертых, хорошо использовать на уроках музыку, визуализацию, рисунки и другие технические средства. Они хорошо подойдут для знакомства с культурой России.

Подводя итог, скажем, что самое важное при работе с латиноамериканскими студентами самому стать для них другом. На уроках лучше всего много времени отводить общению и играм. Не обязательно быстро сменять задания, но обязательно, чтобы студенты могли вдоволь пообщаться друг с другом.

Надежда Батурина

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *