Особенности коммуникации между преподавателем и студентом

Помню, как я впервые пришла «посмотреть» на своих иностранцев и сразу поняла, что мне повезло – буду работать с сильной группой. И вот через десять минут в моей тетрадке не пометки о занятии, а два имени — поймала себя на том, что слежу не за ходом урока, а за двумя студентами — такие живые и одухотворенные! делают много ошибок, но как красиво рассуждают! Конечно, на своем первом занятии с этой группой (уже в качестве преподавателя) я прилагала усилие, чтобы уделять внимание всем в равной степени и не смотреть постоянно за реакцией тех двоих из моей тетради.
Чувствуете? Это, кажется, называется «необъективное отношение», «предвзятость» или что-то вроде этого. Предлагаю другое понятие для этого явления. «Педагогическая влюбленность». Звучит красиво. Будто бы это какой-то прием в преподавании или… диагноз… Как бы то ни было, думаю, у каждого преподавателя случалось подобное: эти глаза – опора для вас на занятии, вы чаще смотрите в них, реагируете на их сигналы более чутко, искренне расстраиваетесь, когда не их находите. Это глаза студентов, которые вам симпатичны. Не потому что они хорошо учатся и выполняют все задания, не потому что соблюдают дисциплину или с трепетом относятся к преподавателю… а просто, потому что люди интересные и симпатичные.
Это едва ли станет проблемой, если вы работаете со студентом индивидуально, но что если перед вами группа студентов? Ощущают ли ваши «любимчики» превосходство? Чувствуют ли себя «недолюбленными» другие студенты? Одинаково ли хорошо вы доносите материал до всех? И вообще, не кажется ли вам, что это непрофессионально? Весь этот рой вопросов с большой вероятностью будет частенько жужжать в вашей голове. Как же лечить такую «влюбчивость»? Иногда, поругав себя за то, что проявила чуть больше внимания к своим «любимчикам», я думаю: а стоит ли вообще с этим бороться? Может, нужно, напротив, учиться «влюбляться», но в каждого студента и, более того, добиваться взаимности? Ведь тогда и преподаватель, и студент будут получать удовольствие от занятий, а уходить с них всегда на эмоциональном подъеме. Это, кроме того, стимул не потерять лицо перед объектом симпатии! Так зачем лечить педагогическую влюбленность, если можно использовать ее на пользу образовательного процесса?
И все же странно звучит… педагогическая влюбленность… Но каким бы неоднозначным ни было это понятие, оно мне нравится. Ведь необъективность рискует быть обвиненной в непрофессионализме, а влюбленность…она окрыляет.

Мария Ростовская

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *