Феномен клипового мышления

Общество, в котором мы живём сегодня, можно назвать прединформационным, или движущимся к информационному. Раскрывая свои возможности, развивая сферу медиа, черты информационного общества вносят значительные изменения в процесс взаимоотношения человека и медиа. Медиа и СМИ, основная цель которых заключается в переносе в сознание масс неких фрагментов точек зрений, определённых фактов и явлений, моделируют новый тип осознания и постижения реальности – клиповое мышление. Рассмотрим, в чем заключается суть этого феномена и как клиповое мышление может оказывать влияние на современного человека.

Путь влияния СМИ на сознание непрост, но, как показывает практика, более чем эффективен. Создавая «вторую реальность» медиа трансформирует отношение современного человека к миру, насыщает его восприятие поведенческими образцами и эмоционально-психологическими образами, которые могут управлять сознанием, влиять на поведение. Больше всего влиянию массмедиа подвержены молодые люди, детство которых (а следовательно и развитие) произошло в эпоху развития «новых» медиа, однако и представители старшего поколения сегодня активно приобщаются к массовой культуре, обретая некоторые черты клипового мышления под влиянием телевидения и интернета.

На сегодняшний день нет единого и признанного определения «клипового мышления», думается, по той причине, что этот феномен ещё только находится в стадии развития, а клиповое мышление современного человека нельзя сравнить с клиповым мышлением (если, конечно, этот термин будет актуальным) человека эпохи конца XXI века. Все существующие определения в большей или меньшей мере

фрагментарны, незакончены, однако сегодня термин «клиповое мышление» чаще всего употребляется при характеристике черт мышления молодых людей, выросших в эпоху высоких технологий, отличающегося быстрым восприятиям образов и лишенного акцентуации на деталях. По мнению исследователей, клиповому мышлению также свойственны визуальность, имманентность, эмоциональность и ассоциативность.

Слово «клип» в переводе с английского — «быстрота (движения); вырезка (из газеты); отрывок из фильма, «нарезка». Следовательно, и мышление, названное клиповым, можно назвать динамичным, состоящим из ярких «нарезанных» образов, отрывочным. Клиповое мышление характеризуется красочным восприятием мира через яркие посылы видеоклипов, рекламных роликов, новостных программ.

Подводя итог рассмотрению феномена, отметим, что «клиповость» в мышлении имеет как плюсы, так и минусы. Так, клиповое мышление помогает быстро воспринимать образы, обрабатывать потоки информации, что актуально для современного общества. При этом «клиповость» мышления не даёт проникнуть в глубину процессов и явлений, восприятие образов всегда поверхностно. Как основная характеристика клипового мышления динамичность даёт возможность уловить тенденцию или мысль, но не способствует качественной переработке информации, её осмыслению, а, следовательно, человек с клиповым мышлением имеет подвижную мысль, но тонкость его восприятия образов снижается, мышление становится беднее, а создаваемое им творчество – поверхностнее.

Владимир Белов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *