Проблема взаимодействия с “умными вещами”

Стремительное развитие технологий породило множество гаджетов, которые значительно облегчают жизнь человека. Эти устройства с каждым годом становятся все более развитыми. Люди ежечасно взаимодействуют с плеядой новейших технологий от смартфона и кофеварки до робота-пылесоса. Мы настолько привыкли к существованию подобных устройств и гаджетов, что не только не замечаем их существование, но порой не обращаем внимание на взаимодействие с этими устройствами. Почему так происходит? И каковы особенности коммуникации с «умными вещами»?

Действительно, одной из особенностей довольно развитой технологии заключается в ее все более уменьшающейся заметности для человека. Другими словами, мы замечаем устройство только в том случае, если с ним какие-то проблемы, либо оно несовершенно в использовании. Примером данного утверждения может быть работа с билетными автоматами. Отлаженная работа с автоматом не привлекает нашего внимания, в то время как замена компьютерного обеспечения или ошибки в устройстве становятся раздражающей и довольно приметной деталью.

С другой стороны, утопические мечты фантастов об абсолютно незаметной и идеально отлаженной интеллектуальной инфраструктуре, наподобие, технологического совершенства романов Артура Кларка и Рея Брэдбери, далеки от воплощения в жизнь. Одной из причин отсутствия «умных» домов и «умных» городов является проблема человеко-машинного взаимодействия. Рассмотри некоторые характеристики такого взаимодействия.

Для создания совершенной технологии необходимо заложить в компьютерную систему понимание разумного человеческого поведения. Но что есть разумное поведение довольно сложно определить и понятие это зависит от разработчика. Управляясь с копировальным аппаратом мы как бы следуем инструкции, но часто не замечаем этого. Как только что-то пошло не так, мы осознанно следуем инструкции, но проблема заключается в том, что объекты и действия, описанные в ней, могут быть неочевидны пользователю. Ему необходимо еще сопоставить объекты из инструкции с объектами в реальном мире.

Последовательные и осознанные, как со стороны человека, так и со стороны машины, обмены реплик фактически представляют собой разговор. Проблема состоит в том, что до сих пор голосовые помощники обладают набором универсальных реплик, которые часто представляют собой корректные единицы языка, но без привязки к контексту.

Таким образом, несмотря на то, что машины вполне достоверно могут имитировать человеческую коммуникацию, но ситуативные значения высказываний до сих пор не обладают важными свойствами: не могут анализировать человеческое поведение, не опираются на момент речи и актуальные обстоятельства, то есть остаются вне контекста.

Дарья Гаевая

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *