Межкультурные коммуникации в деловой среде: как различия в деловом этикете разных стран могут привести к конфликтам и как их избежать

Деловой этикет отдельно взятой страны в 21 веке – довольно условное понятие. Если сравнить офис Яндекса и офис небольшой компании в российской провинции, то разница может оказаться не менее разительной, чем между американским и азиатским предприятием. В крупных корпорациях традиции народные уходят на задний план, уступая место традициям корпоративным, присущим конкретно взятой компании. И вот уже в одном городе стиль переговоров компании будет напоминать дружеские посиделки за чашкой чая, в то время как у компании конкурента будут проходить серьезные деловые встречи.

Конечно, в странах есть и обычаи, сохранившиеся до сих пор. Рассмотрим на примере встречи американских и японских партнеров в Токио. На первый взгляд кажется, что проблем возникать не должно. Деловой партнер в чужой стране – «гость», и с точки зрения этикета следует соблюдать традиции «хозяев». Американскому представителю компании следует поклониться, а не поприветствовать японского коллегу типичным западным рукопожатием. Хорошим тоном будет и преподнести презент от компании, хоть в его стране это и не приветствуется.

С другой стороны, может возникнуть обратная ситуация со стороны компании «хозяина». Стараясь проявить радушие и гостеприимство, приглашающая сторона может поинтересоваться особенностями делового этикета страны «гостя». В таком случае могут возникнуть неловкие ситуации: американский партнер уже начал кланяться своему японскому коллеге, а тот в свою очередь протягивает ему руку. Да, это кажется мелочью, но порою такие моменты могут испортить встречу и переговоры.

Какую модель поведения выбрать коллегам? Решением этой проблемы могло бы стать создание унифицированного делового этикета, которого следует придерживаться на международных встречах. Но при создании такого «кодекса поведения» возникло бы немало проблем – чьи правила брать за основу? К тому же, перед встречами приходилось бы изучать и новые правила этикета, а международные переговоры и так требуют тщательной подготовки.

В итоге, я пришла к выводу, что изучение межнациональных конфликтов в деловой среде — это действительно интересная, но сложная тема. Нет однозначного ответа на вопрос, кто должен идти на уступки и уходить от привычной модели поведения. Одно можно сказать точно – есть правила, которые уместны будут всегда и везде. Вежливость, пунктуальность, уважение – это те качества, которые будут приятны людям по всему свету.

Дарья Бубнова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *