Картина мира

Общеизвестно, что такой когнитивный феномен как картина мира рассматривается на стыке следующих наук: психолингвистики, социолингвистики, когнитивной лингвистики, лингвокультурологии, когнитивной психологии, этнопсихологии, психологии делового общения и т.д. Согласно устоявшимся дефинициям, картина мира представляет собой многоуровневое образование, отражающееся в эмпирическом восприятии, обобщении и абстрагировании и речемыслительных процессах. Когнитивные речемыслительные модели и алгоритмы в речевом и поведенческом дискурсах представлены концептами, фреймами и гештальтами.

Таким образом, ментальность представляет собой не что иное, как совокупность мыслительных процессов, детерминирующих построение специфической картины мира. Очевидно, что данные процессы опираются на так называемую когнитивную базу, представляющую собой определенным образом структурированную совокупность обязательных знаний того или иного лингвокультурного общества, которыми обладают все субъекты, говорящие на данном языке. Концептосфера  — это совокупность концептов, из которых складывается миропонимание индивидов, относящихся к данной общности. Культурные константы зачастую не осознаются человеком. Они есть не что иное, как инструменты упорядочения и рационализации опыта, получаемого из внешнего мира.

Таким образом, картина мира есть ментальный феномен. Как правило, с понятием картины мира связана культурная тема, центральная для данного народа. Общеизвестен факт, что самые важные концепты кодируются в языке. Так или иначе, мышление представляет собой  манипулирование ментальными репрезентациями типа фреймов, сценариев, планов, моделей и других структур представления знаний. Ментальность отражается в языке и на уровне лексики и на уровне грамматики. Язык в любом случае выступает средством кодирования информации. Языковая картина мира детерминируется хронологическими  и социокультурными предпосылками.

Совершенно очевидно, что существуют когнитивные модели, характерные только для одной культуры и существуют некие когнитивные универсалии. В настоящее время происходит трансформация общественных дискурсов за счет интеграционных процессов с одной   стороны и появления разного рода виртуальных дискурсов. Именно исходя из этого, интересно будет описать неизбежно  возникающую динамику когнитивных моделей в разных культурах.

Можно сказать, что   язык отражает действительность и создает свою картину мира, специфичную и уникальную для каждого языка и, соответственно, народа, этнической группы, речевого коллек­тива, пользующегося данным языком как средством общения.

 

Соотношение между реальным миром и языком можно представить следующим образом:

Реальный мир → Язык

Предмет/Явление → Слово

Однако между миром и языком стоит мыслящий человек, носитель языка. Иначе гово­ря, между реальностью и языком стоит мышление.

Слово отражает не сам предмет реальности, а то его видение, которое навязано носителю языка имеющимся в его сознании представлением, понятием об этом предмете. Понятие же составляется на уровне обоб­щения неких основных признаков, образующих это понятие, и поэтому представляет собой абстракцию, отвлечение от конкретных черт. Путь от реального мира к понятию и далее к словесному выражению раз­личен у разных народов, что обусловлено различиями истории, гео­графии, особенностями жизни этих народов и, соответственно, разли­чиями развития их общественного сознания

Поскольку наше сознание обусловлено как коллективно (образом жизни, обычаями, традициями и т. п., то есть всем тем, что выше определялось словом культурав его широком, этнографическом смысле), так и индивидуально (специфи­ческим восприятием мира, свойственным данному конкретному ин­дивидууму), то язык отражает действительность не прямо, а от реального мира к мышлению и от мышления к языку.

Понятие картины мира строится на изучении представлений человека о мире. Если мир — это человек и среда в их взаимодействии, то картина мира — результат переработки информации о среде и человеке. Таким образом, представители когнитивной лингвистики справедливо утверждают, что наша концептуальная система, отображенная в виде языковой картины мира, зависит от физического и культурного опыта и непосредственно связана с ним.

Между картиной мира как отражением реального мира и языковой картиной мира как фиксацией этого отражения существуют сложные отношения.  На ее формирование влияют язык, традиции, природа и ландшафт, воспитание, обучение и другие социальные факторы.

Разновидности картин мира

Реальная картина мира —  это объективная внечеловеческая дан­ность, это мир, окружающий человека.

Культурная (понятийная, концептуальная) картина мираэто отражение реаль­ной картины через призму понятий, сформированных на основе пред­ставлений человека, полученных с помощью органов чувств и прошед­ших через его сознание, как коллективное, так и индивидуальное.

Концепт является основой культурной картины мира,  которая специфична и различается у разных наро­дов. Это обусловлено целым рядом факторов: географией, климатом, природными условиями, историей, социальным устройством, верования­ми, традициями, образом жизни и т. п.

Языковая картина мира отражает реальность через культурную картину мира.

Языковая картина мира формирует тип отношения человека к миру, задает нормы поведения человека в мире, закладывает специфические ценности и формирует смыслы. Каждый естественный язык отражает определенный способ восприятия и организации («концептуализации») мира. Выражаемые в нем значения складываются в некую единую систему взглядов, своего рода коллективную философию, которая навязывается в качестве обязательной всем носителям языка.

Итак, культурная и языковая картины мира тесно взаимосвязаны, на­ходятся в состоянии непрерывного взаимодействия и восходят к ре­альной картине мира, а вернее, просто к реальному миру, окружающе­му человека.

Возможности культурной и межкультурной коммуникации связаны с характером культур, образующих национальный культурный мир,национальный характерили, иначе говоря, национальную концептосферу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *