Что такое культура?

Существует множество определений понятия «культура». Культура, по определению Г. Хофстеде – это коллективное программирование мыслей, которое отличает одну категорию людей от другой. Поскольку человеческое поведение программируемо, его можно считать до определённой степени предсказуемым, если, конечно, известна его «ментальная программа». При этом нужно иметь в виду, что часть «программы» известна наверняка, более того – она одинакова для всех людей, это биологическая программа, заложенная природой. Далее следует специфическое для данной группы поведение или собственно культура. Культура включает в себя способы мышления, чувствования и поведения, что формирует одинаковые для всех убеждения, отношения и навыки. Культура состоит из ценностей, некоего нематериального объекта, который определяет действия группы. Это что-то наподобие устава, которым каждый руководствуется, независимо от того, чем конкретно занимается.

Указанные два уровня предсказуемы. Следующий уровень абсолютно уникален – это так называемые «непредвиденные обстоятельства» или индивидуальное непредсказуемое поведение. Именно третий слой не позволяет до конца классифицировать общество в отдельные группы. Индивидуальные особенности – источник исключений из любой классификации и одновременно тот субъективный компонент, который позволяет оспаривать теории культурных различий в обществе и препятствует выстраиванию на их основе образцов взаимодействия между представителями различных культур и созданию для них культурно-специфических сред, в первую очередь в образовании.Что касается «культурного слоя» (также по Хофстеде), то он состоит из теоретического ядра – культурных ценностей, и практических объектов: ритуалов, героев и символов – с помощью которых ценности приобретают физическую форму. Символы это не только наполненные смыслом специальные объекты культуры, но также слова, жесты, изображения, одежда, цвета и многое другое. Символы – самый внешний слой культуры, потому что они могут повторяться и перетекать из одной в другую, а могут иметь абсолютно противоположный смысл и назначение, что рождает непонимание в процессе коммуникации.

Герои. Героями в каждой культуре могут быть исторические личности, реальные ныне живущие представители общества, персонажи книг, фильмов, мультфильмов и даже комиксов, участники всевозможных шоу или вымышленные герои из народных приданий, пословиц или мифов. В героях очень ярко находят своё отражение культурные ценности, почитаемые народом, а также их практические умения и навыки, наилучшим образом развитые. Изучая героев конкретной культуры можно обратить внимание, что, например, те человеческие качества, которые традиционно уважаются в данном обществе, в нереальных персонажах нарочно гипертрофированы, как например, огромные физические возможности суперменов. Некоторые качества в героях повторяются, как, скажем, смелость или отвага – это то, что считается правильным «хорошим» для большинства людей. Некоторые, напротив, иллюстрируют типичных представителей самой группы, включая внешность, как, например, русский Иванушка. Знание героев очень важно для понимания культуры, и не только как индикатор индивидуальных особенностей группы, но и в качестве практических примеров, которые можно использовать в процессе обучения, коллективного взаимодействие в поликультурной среде, чтобы добиться наилучшего понимания и более эффективного восприятия информации.

Ритуалы – это специальные действия, которые со стороны не несут большой смысловой нагрузки, однако имеют важное социальное значение. На сегодняшний день к ритуалам необязательно относить только исторически принятые процедуры. Вполне допускается возникновение новых или изменение старых традиций, что связано с культурными, а кроме того технологическими трансформациями в обществе. Скажем, инаугурация президента – новый для России ритуал, который, однако, приобрёл некоторые обязательные сопровождающие его действия всего-то за последние 10 лет. К ритуалам также относятся приветствия, поздравления, проявления уважения и вежливости, приёмы пищи, религиозные ритуалы, деловая и политическая этика. Ритуалы самый близкий к ценностям слой культуры, потому как имеет самую тесную связь с теорией или культурными ценностями, он наименее понятен стороннему наблюдателю, в отличии от символов или героев. Ритуалы самый специфический практический компонент культуры, он уникален и неповторим, однако, наиболее важен для установления эффективного взаимодействия между культурами.

Таким образом, культура скрывает в себе теоретическую и практическую компоненты, где понимание одной невозможно без знания другой.

Существует множество определений понятия «культура». Культура, по определению Г. Хофстеде – это коллективное программирование мыслей, которое отличает одну категорию людей от другой. Поскольку человеческое поведение программируемо, его можно считать до определённой степени предсказуемым, если, конечно, известна его «ментальная программа». При этом нужно иметь в виду, что часть «программы» известна наверняка, более того – она одинакова для всех людей, это биологическая программа, заложенная природой. Далее следует специфическое для данной группы поведение или собственно культура. Культура включает в себя способы мышления, чувствования и поведения, что формирует одинаковые для всех убеждения, отношения и навыки. Культура состоит из ценностей, некоего нематериального объекта, который определяет действия группы. Это что-то наподобие устава, которым каждый руководствуется, независимо от того, чем конкретно занимается.

Указанные два уровня предсказуемы. Следующий уровень абсолютно уникален – это так называемые «непредвиденные обстоятельства» или индивидуальное непредсказуемое поведение. Именно третий слой не позволяет до конца классифицировать общество в отдельные группы. Индивидуальные особенности – источник исключений из любой классификации и одновременно тот субъективный компонент, который позволяет оспаривать теории культурных различий в обществе и препятствует выстраиванию на их основе образцов взаимодействия между представителями различных культур и созданию для них культурно-специфических сред, в первую очередь в образовании.

Что касается «культурного слоя» (также по Хофстеде), то он состоит из теоретического ядра – культурных ценностей, и практических объектов: ритуалов, героев и символов – с помощью которых ценности приобретают физическую форму. Символы это не только наполненные смыслом специальные объекты культуры, но также слова, жесты, изображения, одежда, цвета и многое другое. Символы – самый внешний слой культуры, потому что они могут повторяться и перетекать из одной в другую, а могут иметь абсолютно противоположный смысл и назначение, что рождает непонимание в процессе коммуникации.

Герои. Героями в каждой культуре могут быть исторические личности, реальные ныне живущие представители общества, персонажи книг, фильмов, мультфильмов и даже комиксов, участники всевозможных шоу или вымышленные герои из народных приданий, пословиц или мифов. В героях очень ярко находят своё отражение культурные ценности, почитаемые народом, а также их практические умения и навыки, наилучшим образом развитые. Изучая героев конкретной культуры можно обратить внимание, что, например, те человеческие качества, которые традиционно уважаются в данном обществе, в нереальных персонажах нарочно гипертрофированы, как например, огромные физические возможности суперменов. Некоторые качества в героях повторяются, как, скажем, смелость или отвага – это то, что считается правильным «хорошим» для большинства людей. Некоторые, напротив, иллюстрируют типичных представителей самой группы, включая внешность, как, например, русский Иванушка. Знание героев очень важно для понимания культуры, и не только как индикатор индивидуальных особенностей группы, но и в качестве практических примеров, которые можно использовать в процессе обучения, коллективного взаимодействие в поликультурной среде, чтобы добиться наилучшего понимания и более эффективного восприятия информации.

Ритуалы – это специальные действия, которые со стороны не несут большой смысловой нагрузки, однако имеют важное социальное значение. На сегодняшний день к ритуалам необязательно относить только исторически принятые процедуры. Вполне допускается возникновение новых или изменение старых традиций, что связано с культурными, а кроме того технологическими трансформациями в обществе. Скажем, инаугурация президента – новый для России ритуал, который, однако, приобрёл некоторые обязательные сопровождающие его действия всего-то за последние 10 лет. К ритуалам также относятся приветствия, поздравления, проявления уважения и вежливости, приёмы пищи, религиозные ритуалы, деловая и политическая этика. Ритуалы самый близкий к ценностям слой культуры, потому как имеет самую тесную связь с теорией или культурными ценностями, он наименее понятен стороннему наблюдателю, в отличии от символов или героев. Ритуалы самый специфический практический компонент культуры, он уникален и неповторим, однако, наиболее важен для установления эффективного взаимодействия между культурами.

Культура для группы

Таким образом, культура скрывает в себе теоретическую и практическую компоненты, где понимание одной невозможно без знания другой. Культура для группы то же самое, что индивидуальность для личности, это особая реакция группы на окружающую среду. Культура это тот компонент, который позволяет максимально учитывать особенности группы с одной стороны, с другой – формирует эти особенности. Знание всех компонентов позволяет увидеть причины возникновения различий и конфликтов, зоны их влияния, а значит, найти пути преодоления.

Культура для группы то же самое, что индивидуальность для личности, это особая реакция группы на окружающую среду. Культура это тот компонент, который позволяет максимально учитывать особенности группы с одной стороны, с другой – формирует эти особенности. Знание всех компонентов позволяет увидеть причины возникновения различий и конфликтов, зоны их влияния, а значит, найти пути преодоления.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *