Особенности электронных учебников в культурно-специфичном ключе

Введение

В данном разделе мы рассмотрим электронные учебники как педагогически спроектированные дидактические системы, объединяющие в себе множество электронных образовательных средств. В ходе исследований в данном направлении было выяснено, что не только разные индивиды по-разному относятся к взаимодействию с различными типами медиа, но в первую очередь это касается специфики взаимодействия с учебными медиаматериалами в разных культурных контекстах. Исследования в кросс-культурном ключе только начинают набирать обороты.

Развитие электронных учебников

Первые электронные учебники представляли собой, как правило, отсканированные версии бумажных учебников. В настоящее время они представляют собой интерактивные платформы и имеют гораздо большую популярность, чем бумажные издания, в полной мере использующие возможности цифрового формата и сетей. С увеличением количества «умных» устройств электронные учебники постепенно начинают вытеснять бумажные издания. Однако в разных культурных группах их структура и особенности использования в учебном процессе будут несколько отличаться. Современный электронный учебник представляет собой синтез гипертекстовой структуры и мультимедиа. Однако следует отметить широкую популярность устройств подобно рода в индивидуалистских культурах, где больше внимания уделяется самостоятельному усвоению материала и выстраиванию индивидуальной образовательной траектории. Более того, по нашему мнению, структура «коммуникации» ученика и электронного учебника будет во многом обусловлена национальной когнитивной спецификой.

Преимущества электронных учебников

Преимущества данного устройства неоспоримы: интерактивность, возможность быстрого поиска информации, богатый видеоматериал, возможность проведения контроля знаний в индивидуальном темпе, возможность самостоятельного обновления информации. Интересен и тот факт, что электронный учебник в зависимости от успехов или неудач обучающегося будет его «хвалить» или «ругать». Данная особенность приемлема в индивидуалистских культурах (США, Страны Центральной Европы), однако вряд ли найдет понимание в большинстве коллективистских культур (Китай).

Текстовые и визуальные компоненты

Что касается текстового и визуального компонентов электронного учебника, то в ходе наших наблюдений мы выяснили, что отношение к типам учебного контента у разных людей и у представителей разных культур не одинаковое. Представители культур с высокой степенью избегания неопределенности предпочитают «фундаментальный» текстовый контент с высокой степенью научности, аргументированности, подтверждения истинности обозначенной позиции. Представители индивидуалистских культур хотят потреблять уникальный, по возможности интерактивный контент.

Организация контроля знаний

Интересно рассмотреть такой аспект, как система организации контроля знаний, состоящая из таких структурных компонентов, как индивидуальные задания, примеры, контрольные вопросы, тестовые задания и т. п. Учебники в Азии недостаточно интерактивны по сравнению с западными. Они, как правило, являются электронными копиями обычных: соблюдается чёткая структура, большое количество иллюстраций, таблиц, графиков и текстового контента. Компоненты электронных учебников целесообразно классифицировать: по выполняемой функции, по форме представления информации, по степени активности в диалоге с пользователем, по сложности представляемых знаний, по виду обучения и т. п. Следует отметить, что значимость данных функций будет дифференцирована не только в зависимости от личностной специфики обучающегося, но и от того, к какой культурной группе он принадлежит, какую когнитивную специфику познания и работы с информацией имеет.

Примеры

Компания Apple представила инструментальное средство для разработчиков образовательного контента, конвертирующее авторские материалы в зависимости от потребности обучающегося и обладающее богатым функционалом. Южная Корея активно ввела в образовательный обиход электронные учебники с элементами дополненной реальности и планирует полностью на них перейти в 2015 году.

Цифровой Аристотель

В ближайшем будущем появятся электронные учебные пособия, способные отвечать на вопросы обучающихся и оценивать знания студентов в виде открытых вопросов («Цифровой Аристотель» (Digital Aristotle)). Это электронное цифровое пособие, соединённое по сети с постоянно пополняющейся специализированной базой знаний, хранящей данные в виде связанного набора терминов и свойств. В процессе использования между электронным учебником и базой знаний происходит обмен данными с семантической обработкой: обучающийся задаёт вопрос, который передаётся базе знаний, после чего выделяются ключевые термины, которые ищутся в базе по релевантности, ответ вновь собирается из набора понятий в предложение на естественном языке. На сегодняшний день система не может проверять знания обучающихся самостоятельно. Цифровой Аристотель в дальнейшем позволит практически полностью заменить тьютора и реализовать возможность ответов на открытые вопросы и консультации. По гибкости расписания Цифровой Аристотель ничем не уступает обычным интерактивным учебным пособиям.

Вывод

Основные проблемы при разработке и использовании электронных учебников лежат в следующей плоскости: специфика структурирования контента, навигации, визуализации, возможность реализации индивидуальной образовательной траектории, специфика взаимодействия с контентом, возможность организации взаимодействия преподавателя и обучающегося в зависимости от типа задач. В разных культурах, по нашему мнению, будет неоднозначно представлена и функциональная структура электронных учебников: основной и дополнительный материал, пояснительные тексты, аппарат организации учебного материала, навигационный блок. Нам представляется, что учет когнитивной специфики позволит в дальнейшем проектировать и адаптировать контент электронных учебников в зависимости от культурно-когнитивного профиля ученика.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *