Индивидуальная образовательная траектория в цифровой среде

Для реализации индивидуального подхода к обучению первоначально необходимо определение оптимальной модели обучения для каждого студента для моделирования его профессионального будущего. Это может осуществляться в формате «человек-человек»  или в формате «человек-система» с помощью различного рода интеллектуальных тьюторских систем и сервисов. Как правило, в любом случаем  нам  сперва необходимо  провести тестирование), определяющее значимые показатели обучающегося. Информация о данных параметрах теоретически  позволит выстроить (смоделировать) наиболее подходящую для каждого студента модель обучения. Выявленный «на входе» культурно-когнитивный профиль личности, будет детерминировать специфику деятельности в процессе обучения, работы с учебной информацией, а также методов, обратной связи и учебных заданий (все это обобщенно назовем  «стиль обучения»).

Также индивидуальную образовательная траекторию (ИОТ) можно строить и дополнять с помощью рекомендательных сервисов, которые будут «предлагать» обучающемуся наиболее подходящие ему курсы, а в случае, если обучающийся решит выбрать предмет вне зоны рекомендаций, определять его возможные трудности (см приложение). Таким образом, предполагается, что освоение курса будет проходить способом, наиболее подходящим к индивидуальным особенностям работы с информацией. Стоит также отметить, что подобным образом можно оценивать не только внутренние, но и внешние курсы и образовательные программы. Так же можно давать обучающемуся рекомендации по развитию его компетентностного профиля основываясь на культурно-когнитивных предпочтениях, не только из внутренне доступных курсов, но и внешних курсов, выложенных в открытом доступе. Таким образом, воплощенным результатом реализации индивидуальной образовательной траектории на выходе будет некий «портрет» компетентностного профиля специалиста.

Основываясь на наших наблюдениях, можно сказать, что на сегодняшний день имееется большое количество теоретических моделей выстаивания индивидуальной образовательной траетории. Так же присутствует большой разброс инструментов и моделей выстраивания индивидуальной образовательной траектории с применением информационно-коммуникационных технологий.

Тьюторинг и образовательный коучинг.  Данный вид деятельности связан с формированием профессиональной и личностной идентичности: выявление склоностей, мотивации, ценностей личности, помощь в профессиональном и личностном самоопределении, формирование индивидуальной информационно-педагогической среды. В основном эту деятельность осуществляют тьюторские центры в вузах, организации, занимающиеся образовательным консалтингом.

Интеллектуальные тьюторские системы и учебные среды ( в том числе самообучающиеся и «обладающие» культурным интеллектом

В качестве примера приведем модели E-TUTOR, Smart – tutor и т.д. Данные автоматизированные многоагентные системы создаются для поддержки формирования индивидуальной образовательной траектории, ориентированной на целенаправленное и осознанное достижение своих жизненных целей, в частности, профессиональной деятельности. В техническом смысле индивидуализация, прежде всего, состоит, в формировании образовательного пространства, как набора рекомендуемых очных учителей и онлайн курсов, семинаров , конкурсов, релевантной  модели рынка труда профобласти. Помимо учета индивидуальных особенностей и профессиональных интересов современного студента, важно учесть возможность повышения эффективности и доступности информации. Концепция индивидуализации в процессе обучения ориентирована не на обозримый результат в конце периода обучения, а на жизненную стратегию современного студента.

Поддержка построения индивидуальной  образовательной траектории прежде всего направлена на формирование пространства целепологания жизненного успеха посредством профессиональной самореализации за счет:

  • Формирования виртуального образовательного пространства, соединяющего офлайн курсы, офлайн образовательные события, онлайн материалы и событиям, источником которых являются активные теоретики и практики .
  • Поддержки тьютора в формировании компетентностного профиля специальности и модели рынка труда.
  • Формирование компетентностного профиля студента и моделирование профиля на основе целевых предпочтений.
  • Персонализации образовательной среды и контента.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *