Связь культуры и образования

ИПС

Очевидно, что ИПС аккумулирует в себе все национальные особенности культуры и  в целом  может рассматриваться как макросреда,  а в конкретном смысле — как непосредственное социальное окружение, как микросреда. Принципы воспитания индуцируются культурой в процесс обучения, а основные характеристики культуры обучения, в свою очередь,  отражаются в  ИПС.

Если рассматривать ИПС в историческом срезе, то её изучение приводит к модели  отраженного формирования знаний, например, в тезаурусах или атомарных словарях.  Отметим, что ИПС это искусственная (абстрактная) среда, в которой все формы обучения и воспитания отражены в материальных и культурных носителях.

История

Поэтому примерно с начала этого столетия, применение данных систем в локальные сетях  привело к понятию   «электронно-образовательная система», которое стала основой электронно-образовательной среды (ЭОС).   По-нашему мнению ЭОС является подмножеством образовательного пространства (ОП)), следовательно, когда ставится задача об исследовании алгоритмов передачи знаний в естественном процессе обучения той или иной культуры (т.е. обучение в однородной для индивида среде), возникает проблема обнаружения характеристик конкретно выделенной культуры.

А это, в свою очередь, требует фальсификации культурологического опыта обработки и хранения информации. Отсюда следует, что  исследование дидактик современных высшей и средней школ, их основных свойств, методов, принципов, трансформаций, связанных с изменениями макро и микросред существования индивидуума, является актуальной задачей.   Все это, очевидно, связано с взаимодействием изучаемой культуры (ареала носителей однородной культуры)  и  электронно-образовательной среды.

 Современное ОП в культуре

Очевидно, что современное ОП представляет собой сосуществование офлайн и онлайн структур и их взаимодействие не только в монокультурном, но и в поликультурном формате. Благодаря развитию информационных технологий, существенно повысилась коммуникативная эффективность участников всех образовательных процессов, упростился доступ к мировым образовательным информационным ресурсам, стало больше возможностей удовлетворить потребности человека в образовательных информационных продуктах и услугах.

Безусловно, это не могло не сказаться на появлении новых форм педагогического взаимодействия и продуктивной трансформации старых. Суммируем неоднократно обозначенное выше: технологии дистанционного бучения позволяют  придать образовательному процессу черты гибкости, адаптивности, интерактивности, доступности.

Дистанционное обучение

Безусловно, дистанционное обучение позволяет говорить о возникновении новых форм и моделей  обучения в современном образовательном пространстве. Более того, появилась возможность создания «умных образовательных сред». Технологии также позволяют создавать принципиально новые методы обучения. Веряев  отмечает, что важными характеристиками современного образования можно назвать открытость, виртуализацию и делокализацию.

Благодаря этому появляется возможность выстраивания индивидуальной образовательной траектории в соотвествии с компетентностным подходом: комбинировать учебный контент и подбирать методы формирования компетенций в каждом конкретном случае. Меняются и становятся более разнообразными виды образовательного контента: прослеживается тенденция перехода от статичного контента к открытому, интерактивному. Все это отражается и на методике преподавания, отношениях  преподавателя учеников – происходит частичная, а иногда и полная трансформация традиционных моделей. Речь идет уже не столько о технологиях, сколько о новой философии образования.

smart education

По словам В. Тихомирова  – «smart education» («умное образование») – это принципиально новая образовательная среда, объединяющая знания, студентов и преподавателей со всего мира. В основе данной концепции лежит идея адаптации образовательного контента под   индивидуальные нужды обучающегося. В целом, современное образовательное пространство представляет собой некое полифоничное образование, в основе которого лежит диалог культур, кросс-культурное «взаимопроникновение».

Специфической особенностью современной социокультурной ситуации в образовательном пространстве становится присвоение новым информационным технологиям некоей определяющей знаковой функции построения новой образовательной среды.

модель образовательной коммуникации

На сегодняшний день сложно спорить с тем, что модель образовательной коммуникации в пространстве образовательной кросс-культуры (информационно-образовательной культуры) претерпевает изменения. Традиционная модель «учитель-ученики-традиционные учебные материалы»  хоть еще и существует, но скорее всего как некий частный случай. ( Правда,если говорить  об элитарных западных вузах оптимальной моделью коммуникации является личное общение с профессором (в «пропорции» 1:7)).

Общедоступная же модель образовательной коммуникации в настоящий момент (модель информационно-образовательной культуры XXI века)   «Ученик» – «учитель» —  «ЭОС». При этом «учитель», в традиционном понимании, здесь уже  не всегда обязательный компонент.

Классическая модель коммуникации будет выглядеть следующим образом:

Адресат–код-информация–декод-адресант

Классическая модель образовательной коммуникации, следуя такой логике, выглядит так:

Преподаватель – код  – информация – декод- ученик
 Ученик- код-информация – декод – преподаватель

 

Модель образовательной коммуникации в информационном обществе будет по-нашему мнению иметь следующий вид:

        ЭОС как информационная среда

 

Преподаватель – код (канал коммуникации+методы и средства) – информация – декод- ученик

  Ученик- код-информация – декод – преподаватель

ЭОС как информационная среда

 

пространство информационных потоков

Характерной чертой образовательной коммуникации будет возникновение большего количества источников информации и  каналов коммуникации в один момент времени, так называемое «пространство информационных потоков».

В информационом обществе количество кодов постоянно увеличивается. В идеале образовательный процесс должен быть нацелен не просто на коммуникацию, а на конструктивную коммуникацию, в своем конечном итоге ведущую к развитию профессиональных и личностных качеств личности. Раньше образовательная коммуникация  была нацелена на обмен информацией, выражающийся в формировании ЗУН (знаниевый подход).

 Конструктивность

В настоящее время образовательная коммуникация (модель) знаниевый подход дополняется компетентностным. Конструктивность в настоящем случае будет проявляться в осознанном наращивании  компетенций. Об это мы написали более подробно в одной из наших предыдущих работ (Жаров В.К., Таратухина Ю.В.» Педагогический конструктивизим в кросс-культурной  среде» М.Янус – К, 2015).

Поскольку, возникающий процесс в идеальном представлении подчиняется целеполаганию участников образовательного процесса, происходит «самоваяние», самообразование личности. «Процесс образования, безусловно, будет стимулировать возникновения ощущения самодостаточности, а результатом его станет самообразовательный процесс в рамках системы ценностей личности.

 процесс конструктивного взаимодействия

Если описанный процесс конструктивного взаимодействия перенести в неоднородную среду, то возникающий поток информационного обмена сообщениями будет также неоднородным, с разным коэффициентом проницаемости в личностные среды индивидуумов участвующий в нём. В самом деле, рассмотрим специфику информационного обмена в сети ИНТЕРНЕТ через модель отношений «Ученик – Учитель».

Как легко заметить, самой большой средой электронного образования является всемирная паутина «ИНТЕРНЕТ». Её можно представить как «УЧИТЕЛЯ», причем в истинном понимании этого слова:

— во-первых, ученик может осуществлять самостоятельный выбор учителя;

— во-вторых, «Учитель» может отвечать на вопрос ученика в любой форме, в такой, в какой форме задан вопрос, иначе говоря, в той форме, до которой «дорос» ученик, или задан вопрос;

— в-третьих, на авансцену в такой методике обучения выходит самодидактика (автодидактика), под которой мы, прежде всего, понимаем научение приёмам актуализации интереса к предлагаемому учебному материалу с последующим переходом к выбору способа его изучения.

1 thought on “Связь культуры и образования”

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *