От ученика воспринимающего к ученику созидающему

К проблеме обучения и адаптации учащихся в быстро изменяющемся потоке научно-технической информации исследователи разных специальностей обратились более двадцати лет тому назад. Образовалось направление исследований —  средопедагогика. (Результаты исследований имеют приложения не только в частной методике преподавания дисциплин средней школы и вуза, но, например, и в исследовании истории наук, психологии и т.д.

Зависимость человека от внутренней и внешней среды является определяющей в процессе обучения и известна со времен Древней Греции (связанность Ученик — Учитель), но как она влияет на эффективность, качество в современном педагогическом процессе неизвестно.

Учитывая выше представленные определения  мы предлагаем следующее определение: электронная образовательная среда — среда, в которой реализуются цели и задачи образования с помощью электронных носителей,  приборов и корпуса «наставников».

Предлагаемый нами меморандум образовательной среды, сформулирован в форме  следующих постулатов.

  1. Корректно составленный вопрос в образовательной среде имеет ответ, соответствующий форме заданного вопроса.
  2. Вхождение в среду без цели и желания столь же бессмысленно, что и обучать не желающего учиться.
  3. Электронная образовательная среда обладает и удовлетворяет свойствам и требованиям обладающим и предъявляемым ИПС (информационно педагогическая среда).
  4. Электронная образовательная среда развивается с каждым обращением к ней и развивает каждого обращающегося к ней.

Информационно-педагогичская среда — окружающие человека физическое и социальное пространства (в целом — как макросреда, в конкретном смысле — как непосредственное социальное окружение, как микросреда), в которых происходит непрерывающийся обмен сообщениями, определяющий характер взаимодействия в процессе обучения; и связанная с этим процессом зона непосредственной активности индивида, его ближайшего развития и действия .

Элементная база образовательной среды связана с  развитием технологий обучения:

— Учебники,

— Электронные учебники и компьютеры,

Более «продвинутое»: занятия вне университета (электронные помощники, университеты всего мира с их дистанционными возможностями, обучающие программы: intuit.ru, codeschool.com, codeacademy.com, бесплатные онлайн курсы от ведущих университетов мира, выкладываемые на платформах www.coursera.org (Университеты Стенфорда и Принстона (США), университеты Пекина, Гонконга, Торонто, Тель-Авива); www.edx.org (Университет Беркли, Гарварда, Массачусетский технологический институт), технологии обучения, основанные на виртуальном взаимодействии (Second Life), множество форм обучения, основанных на геймификации — играх, тренингах, симуляторах и т.п. в форме которых подается образовательный контент (www.edutainme.ru).

Мы можем разделить задачи, возникающие в процессе обучения студентов на несколько типов:

  1. Исследовательские задачи. Это задачи сформулированные или полученные самостоятельно.
  2. Учебные задачи. Задачи класса «тест», упражнения на семинарских занятиях — учебные.
  3. Синтетические (учебно-исследовательские) задачи. Упражнения по теории относятся к синтетическим задачам, так как в них присутствует элемент творческого начала.

Важными умениями при решении задач являются: возможность переформулировать задачу, умение поставить вопрос экспертной системе, оценить рациональность решения. Все эти умения важны в контексте ЭОС.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *