Обучение в кросс-культурной информационной среде

Современный процесс обучения мы рассматриваем как коммуникативный процесс, заключающийся в передаче информации от адресанта к адресату с учетом контекста образовательного пространства. Специфичность данного процесса будет состоять в том, что конечная цель образовательной коммуникации состоит не просто в донесении информации, а в формировании у адресата некоторой системы знаний, умений и навыков, а впоследствии, на основании их – компетенций. Назовем данную задачу формирования классическим элементом  информационно-педагогической среды (ИПС).

Технология передачи информации в современной школе изменилась, коммуникационные возможности в обучающем процессе теперь зависят не только от двух участников  «Ученика » и «Учителя», но от средств передачи и адаптированности информации к целям и задачам обучения. В тоже время, нельзя не отметить, что в современном образовательном процессе статус «Ученика» изменился. Соответственно, регламентация  образовательной  коммуникации  также претерпела изменения. Теперь  новая модальность процесса обучения будет заключаться  именно в  оценке со стороны субъекта обучения информационного образовательного потока и поиска наиболее полезной информации в нем при решении личностных  образовательных задач, как в старших классах  средней школы, так и, тем более, в ВУЗе.

В формирующихся информационных потоках в процессе обучения, например одной академической группы, статус «Учителя» (лектор, преподаватель, ведущий семинарские занятия) также изменился. Изменение, прежде всего, коснулось    характера  форм управления педагогом потоком  информации (внешняя задача) и актуализации информационного потока в процессе собственных обучающих мероприятий (внутренняя задача). Необходимо точно понимать, что на современном этапе развития образовательных системе процесс постановки задач обучения с изменением статуса обучающегося должен переходить от пассивной формы к активной форме. «Ученик-воспринимающий» процесс меняется на «Ученик-корректирующий» процесс обучения.

Также ясно, что история развития образовательных систем позволяет нам судить о возможных результатах введения в педагогическую практику той или иной новации. Меняется форма и вид деятельности: к традиционному набору приемов добавляется необходимость формулировать вопросы не по алгоритму, а согласно «меняющемуся ландшафту» движения по учебному материалу.  При изучении истории образовательных систем нам пришлось  в арсенал исследовательских методов ввести понятие ИПС(информационно-педагогическая среда). Здесь для определенности заметим, что ИПС является подмножеством информационной образовательной среды (ИОС) или для простоты мы будем называть её образовательной средой (ОС)

ИПС аккумулирует в себе все национальные особенности культуры, в которой она возникла. Через воспитание процесс индуцирования культурой основных характеристик в ИПС становится естественным процессом.

Под информационно-образовательной средой (ИОС) понимается системно организованная совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанная с человеком, как субъектом образовательного процесса.

В определении говорится о составных частях, но субъектами являются ученик и учитель, однако

неясно, какова сложность возникающей системы, и где место связям субъектов и объектов в ней.

Информационная среда как часть информационного пространства, ближайшее внешнее по

отношению к индивиду информационное окружение, совокупность условий, в которых

непосредственно протекает деятельность индивида. ИОС – системно организованная совокупность

образовательных учреждений и органов управления, банков данных, локальных и глобальных

информационных сетей, книжных фондов библиотек, система их предметно-тематической,

функциональной и территориальной адресации и нормативных документов, а также совокупность

средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно –

программного и организационно-методического обеспечения, реализующих образовательную

деятельность.

 

Мы считаем, что процесс обучения, фиксируемый в информационно-педагогической среде в контексте диалога культур представляет собой погружение (диффузию) культурно-образовательных (этнообразовательных) сред. Отсюда становится ясным утверждение, что успех «погружения» тем значительней, чем меньше зависимости учащегося (элемента учебного, коммуникационного процессов) от коэффициента «трения» сред. Но «трение» тем меньше, чем более знакомая или «родная» учащемуся новая образовательная среда (любого типа). Иначе говоря, естественность среды для учащегося обусловливает коэффициент успеха (и с ним эффективности) погружения в новую информационно-педагогическую среду.

В то же самое время, обозначенный коэффициент зависит от восприимчивости учащегося или умения сопоставлять и получать знания. Следовательно, привычный стиль мышления, может быть, полученный в школе навык восприимчивости к различным видам операционной мыслительной деятельности, является одним из весьма существенных показателей успеха или неуспеха обучения студента в высшей школе. Наши рассуждения находят подтверждение в семиотической концепции культуры. Именно в данном контексте следует рассмотреть проблему с позиций педагогического конструктивизма.(Таратухина, Жаров: 2015)

Обучение в кросс-культурной информационной среде.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *