Кросс-культурная дидактика в контексте смежных дисциплин

Кросс-культура

Предметом кросс-культурной  дидактики будет являться учебный процесс, организованный в поликультурной учебной среде, методы и формы его организации. Целесообразно напомнить, что основные структурные единицы дидактического знания это:

— Сущность и цель процесса обучения («Зачем учить»).

— Содержание процесса обучения («Чему учить»).

— Принципы процесса обучения («Как учить»).

— Методы обучения («Как учить»).

— Преподаватель («Кто учит»).

— Организация процесса обучения ( «Где и когда учить»).

Поля образовательной кросс-культуры

В рамках поля образовательной кросс-культуры данные опции будут достаточно вариативны. Фундаментальную основу кросс-культурной дидактики будут составлять следующие направления: описание целей и ценностей обучения в каждой культурной группе; культурноспецифичных особенностей когнитивной деятельности, стилей обучения, характерных для каждой культурной группы, специфики педагогического дискурса, методов и контрольно-измерительных материалов в культурно-специфичном ключе.

Адаптация

Современный человек, как правило, находится в «пространстве информационных потоков» и вынужден постоянно адаптироваться к ускоряющемуся прогрессу. По сути, он «обязан» адаптироваться, обучаться и повышать квалификацию на протяжении всей жизни. Информационные технологии действительно позволили индивиду иметь доступ к мировым образовательным ресурсам практически «без границ» и временных ограничений.

Существование индивида в информационном обществе подразумевает самостоятельную «добычу знаний» и «управление» ими и, как следствие, высокую роль самостоятельности и ответственности. Вышеперечисленные тенденции влекут за собой повышение градуса «осознанности» и ответственности индивида как за «проектирование своей жизни в целом», так и ее образовательного стрежня, в частности. На практике это может выглядеть как осознанное построение индивидуальной образовательной траектории, а, следовательно, осознанное построение (выстраивание, комплектация) своего компетентностного профиля и т.д.

Формат непрерывного обучения

Формат непрерывного обучения должен реализовываться именно в контексте, к которому побуждает smart- среда: непрерывность, активное использование ИКТ, автодидактичность, использование доступных глобальных сетевых ресурсов и привлечение коллективного разума для реализации идеи. Более того, сама траектория образования в смарт-обществе перестает быть линейной.

Поскольку в контексте электронного образования присутствует некая технологическая «стелька», которая не способствует, а, отчасти, и препятствует, вовлеченности индивида, то, как следствие, возрастает роль геймификации, игровой составляющей в образовательном контенте и других методах компенсации эмоциональной «скудости».

Микромодель культуры образования

Однако, несмотря на формальное «отсутствие границ», в рамках каждой отдельной культуры образование представляет собой ее микромодель. Через канал образования культура отражает и воспроизводит и развивает сама себя посредством присущих ей микро и макро — дискурсов. По сути, глобальное образование объединяет различные образовательные системы и модели.

образовательная кросс-культура

Поликультурное образовательное пространство по сути и является  образовательной кросс-культурой: это пространство, включающее в себя совокупность разнородных информационно-педагогических сред, находящихся в состоянии взаимодействия в виде образовательной коммуникации и образовательной деятельности и обладающих  или нет свойством «диффузии».

В этом контексте одной из задач дидактики кросс-культуры и является подбор методов и организации образовательной среды, с помощью которых можно реализовать цели задачи воспитания и образования индивидуума.

Проблематику, затрагивающую интеграционные процессы в образовании и, так или иначе, изучающую образование в компаративном ключе, рассматривает большое количество отечественных и зарубежных исследователей.

Безусловно, такие направления педагогической науки как  сравнительная педагогика, этнопедагогика, энопсихология,  а также ряд таких дисциплин как кросс-культурная психология и кросс-культурный менеджмент, вносят существенный вклад в критическое осмысление и стратегическое преобразование современной педагогической науки и практики.

кросс-культура психологии

Ниже мы рассмотрим предпосылки выделения  кросс-культурной дидактики в самостоятельное направление из  контекста смежных дискурсов.Представители кросс-культурной психологии (cross-cultural psycho­logy) ставят перед собой задачу сравнительного анализа психологических параметров представителей разных культурных групп с целью выявления специфичных и инвариантных показателей мышления и поведения.

Ряд похожих проблем рассматривается в русле психологической антропологии (psychological anthropology). Ее главной задачей стал анализ  социокультурной жизни с точки зрения действующих в ней психологических механизмов мышления людей. Ядром культурно-исторической психологии (cultural psychology) является рассмотрение в комплексе культурных моделей, сценариев и психологических факторов, обуславливающих поведение индивида.

В данном случае, мышление и поведение индивида преимущественно носит культурно-обусловленный характер. Следующее направление  — этнокультурная психология  представляет собой комплексное описание когнитивных и психологических особенностей людей на языке локальной культуры, в рамках собственного уникального культурного пространства. Приверженцы этого направления считают необходимым описывать мышление и поведение людей в языке локальной, региональной культуры — так, как они пони­маются носителями данной культуры в рамках их собственного уникального куль­турного пространства.

1 thought on “Кросс-культурная дидактика в контексте смежных дисциплин”

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *