Конструктивный подход в кросс-культурной среде

Когнитивная схема

Известно из психологии памяти, что когнитивная схема –это часть полного перцептивного цикла. Она  является внутренней по отношению к воспринимающему, она модифицируется опытом и тем или иным образом специфична в отношении того, что воспринимается. Функционально схемы иллюстрируются некоторой аналогией:

  • в формате языка – некоторое искусственное новообразование, например, как язык программирования трансформированный (или точнее трансформируемый) в среду непрофессионалов, приведенному к непротиворечивому (адаптированному) виду в этой среде;
  • план сбора информации об объектах и событиях, получения информации для заполнения некоторого произвольного формата (любой природы).

Здесь следует отметить, что «информация, заполняющая формат в какой-то момент времени становится частью формата в следующий момент, определяя то, как будет приниматься дальнейшая информация. Схема не только план, но также и исполнитель плана, структура действия, равно как структура для действия». Таким образом, считая объект обучения достаточно мотивированным, в системе информационного обмена между личностными средами вносится опыт воплощения знания.

экстериоризация

Но, главное, возникает основа для деятельностного воздействия на внешнюю среду, реакция экстериоризации. Поскольку возникающий процесс подчиняется целеполаганию личнсти (учителя или ученика, в нашем случае это неважно), происходит «самоваяние», самообразование личности. Важно, что в этом процессе возникает обоюдное движение  по сокращению культурологической дистанции. Процесс образования, безусловно, будет стимулировать возникновения ощущения самодостаточности, а результатом его станет самообразовательный процесс в рамках системы ценностей личности.

 конструктивного взаимодействия

Если описанный процесс  конструктивного взаимодействия перенести в неоднородную среду, то возникающий поток информационного обмена сообщениями будет также неоднородным, с разным коэффициентом проницаемости в личностные среды индивидуумов участвующий в нём. В самом деле, рассмотрим специфику  информационного обмена в сети ИНТЕРНЕТ через модель отношений «Ученик – Учитель».

автодидактика

Как легко заметить, самой большой средой электронного образования является всемирная паутина «ИНТЕРНЕТ».  Её можно представить как УЧИТЕЛЯ, причем в истинном понимании этого слова:

— во-первых, ученик может осуществлять самостоятельный выбор учителя;

— во-вторых,  «Учитель» может отвечать на вопрос ученика в любой форме, в такой, в какой форме задан вопрос, иначе говоря,  в той форме, до которой «дорос» ученик, или задан вопрос;

— в-третьих на авансцену в такой методике  обучения выходит автодидактика, под которой мы, прежде всего, понимаем научение приёмам актуализации интереса к предлагаемому учебному материалу с последующим переходом к выбору способа его изучения.

Также понятно, что Сеть можно в очень грубой, но вполне достоверной форме представить, как совокупность индуцированных проявлений личностнозначимых сред, как совокупность «следов» всех  участников сети. Отсюда очевидность  структур  многих языковых сред – научных, культурных, технических: форма национальных достижений в указанных областях (локальных национальных подсетях), глобальные пересечения в этих же областях человеческой деятельности,  выражены в общепринятых языковых формах (глобальная сеть и  специальные профессиональные сети, находящиеся в ней).

Интернет в рамках  образовательной  кросс-культуры

Таким образом, нас интересует то, как организовать конструктивное обучение в сфере самообразования, используя сеть Интернет в рамках  образовательной  кросс-культуры .  Как создать условия для формирования конструктивных навыков и конструктивного мышления? Как создать условия для возникновения мотивации в освоении технологии саморазвития?

Для того чтобы ответить на эти вопросы мы попробуем представить процесс обучения и изучения в Сети как модель деятельности, иначе используем деятельностный подход к образованию личности.  Современный человек как уже было ранее отмечено, живет в  условиях насыщенного  и активного информационного поля, с постоянной необходимостью успевать за требованием времени, что стимулирует развитие умений самообразования и саморазвития.

применение  критического мышления

Но из чего складываются эти умения? Первым слагаемым является применение  критического мышления в микросреде личности, следующим является умение задавать вопросы, на которые можно получить ответы с последующим самоанализом изменившейся информационной ситуации, далее следует синтез,   требующий высокой степени адаптивности к внешней среде (макросреде личности). Таким образом, можно в терминах самодидактики (автодидактики) утверждать, что образовательная кросс-культурная среда перестала быть метафорой и становится реальностью, она возникает тогда, когда индивид решает поставить перед собой цель саморазвития, как только общество ставит перед собой цель достижения светлого будущего. Уже неоднократно говорилось о том, что в настоящее время существенная часть образовательных процессов переходит в онлайн формат.

Поскольку одним из достоинств онлайн обучения является его открытость и отсутствие границ, то мы считаем обратить внимание коллег в настоящей работе на следующую проблематику. Что представляет из себя образовательная межкультурная коммуникация? Каковы ее цели и задачи? Где именно расположены наиболее «проблемные точки» образовательной межкультурной коммуникации? И в чем именно заключается специфика межкультурной образовательной коммуникации в электронной образовательной среде? Какова методология создания новых приемов воспитания и обучения в среде? Каковы методы изучения современной электронно-образовательной среды? Каковы её основные свойства?

индивидуальные  когнитивные и психологические особенности обучающегося

В процессе образовательной коммуникации на первых этапах обучения (в университете, например) должны быть учтены индивидуальные  когнитивные и психологические особенности обучающегося. В процессе же межкультурной образовательной коммуникации мы должны, помимо этого, принимать во внимание культурно-когнитивную специфику личности. Встает вопрос: каким образом это эффективно сделать в электронной образовательной среде, где характер коммуникации часто опосредован и не позволяет быстро адаптировать учебный контент, методы обучения, и формы учебной коммуникации. Одним из ответов на этот вопрос является создание ЭОС факультета (специальности).

Она должна обладать главными свойствами: доступностью, как в смысле понимания обучающего материала, так и в смысле возможности использовать его в процессе (например, свободный вход в факультетское хранилище знаний, библиотечный, электронный фонд); научностью ссылок (гиперссылок); вариативностью и свободой выбора источника информации; унифицированностью атомарного словаря курса (знаний) .

Создание  локальной  модели ЭОС в рамках факультета (университета) будет преследовать решение двух задач: прежде всего — адаптации к новой для студента (первого курса) форме  подаче информации (по критерию научности, многофакторности) и изменения роли студента с «Ученика-воспринимающего» к «Ученику-созидающему».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *