Настоящее и ближайшее будущее информационно-педагогических сред

Если говорить о ближайшем будущем в интересующем нас контексте, то становится очевидным факт   нарастания тенденции к образованию консорциумов университетов,  повышению их конкурентоспособности, связями с правительственными структурами и коммерческоми организациями. Информационно-педагогическая среда позволяет университетам из разных стран объединять усилия для достижения общих целей и обмена опытом.

Что касается «обучения в течение  всей жизни» и различных моделей построения конструктивной ИОТ, то сейчас уже можно отметить постоянно растущий интерес к использованию новых источников информации для персонализации учебного процесса; этот интерес привел к появлению относительно новой тенденции — обучению и оценке знаний на основе анализа данных. Важнейшим элементом данной тенденции является аналитика процесса обучения, созданная на основе веб- аналитики.

Для конструктивного построения ИОТ начинает  широко использоваться наука об обработке данных, чтобы составлять профили учащихся, собирая и анализируя большие объемы информации о так называемых «электронных следах» всех участников учебного процесса. Типы анализируемых данных о студентах могут варьироваться, но обязательно включают такую информацию, как

  1. персональные данные студента (возраст, адрес, этническая принадлежность)
  2. выбранные им курсы
  3. прогресс в прохождении учебной программы
  4. данные о вовлеченности в учебный процесс (например, число просмотров страниц, участие студентов в обсуждениях, процент студентов, выполнивших задания, количество учетных записей в системе)
  5.  анализ того, какие концепции были усвоены студентом, а какие оказались трудны для его понимания.

Образовательная аналитика  создает методы статистического анализа и извлечения данных, позволяющие заранее выявлять проблемы, улучшать результаты обучения студентов и персонализировать их образовательный опыт.

Опыт Запада

С последними достижениями в области онлайн-обучения объем данных, создаваемых студентами, растет в геометрической прогрессии. Это способствует более глубокому пониманию всего образовательного процесса. На Западе в процессе обучения активно используются открытые образовательные ресурсы и МООКи. Более того, там не первый год используется так называемое смешанное обучение. Первые исследования, проведенные в рамках инициативы «Открытое обучение» Университета Карнеги-Меллон, показали, что автоматизированное преподавание, характерное для сред адаптивного обучения, лишь немного уступает в эффективности индивидуальным очным занятиям.  Также активно исользуется формат перевернутого обучения и внедрение ИТС для персонализации учебного процесса.

Итак, мы видим, что благодаря развитию информационного общества существенно модернизировался учебный процесс. Он становится непрерывным и общедоступным.  Основной вопрос, который красной нитью проходит через все новые тенденции – вопрос персонализации и адаптивности. Мы в своей работе сформулировали критерии, с помощью которых можно построить конструктивный процесс обучения в кросс-культурной информационной среде. Второй вопрос, возникающий следом: где должны лежат границы адаптивности в системах «человек – человек», «человек-система». Этот вопрос на сегодняшний день остается дискуссионным.

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *