Глобализация и образование

Бесспорно, интеграционные процессы являются неотъемлемой частью процессов глобализации – мир, так или иначе, становится «единым». Формирование  единого образовательного пространства действительно является одной из приоритетных задач ближайшего будущего. Однако это непростая задача, в основе которой лежит дихотомия сохранения национальной самобытности с одной стороны, и процессов культурно-образовательной интеграции − с другой.

Безусловно, помимо интеграционных процессов, можно отметить также трансформацию форм образования. Помимо традиционной классической модели присутствуют и внедряются в повседеневную практику инновационные формы: бесплатные онлайн курсы от ведущих университетов мира, выкладываемые на платформах www.coursera.org   (Университеты Стенфорда и Принстона (США), университеты Пекина, Гонконга, Торонто, Тель-Авива); www.edx.org (Университет Беркли, Гарварда, Массачусетский технологический институт), технологии обучения, основанные на виртуальном взаимодействии (Second Life), множество форм обучения, основанных на геймификации — играх, тренингах, симуляторах и т.п. в форме которых подается образовательный контент (www.edutainme.ru).

Экспертами РУДН []  подготовлен  доклад по основным проблемным точкам  образования и возможных путях выхода из образовательного кризиса. По мнению исследователей, причины кризиса следующие:

1.Изменение институционального ядра сферы образования. Нынешняя система образования, в основе которой лежит гумбольдтская модель университетов,  изменилась практически полностью. Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам третьего поколения (ФГОС 3+)  ядром образовательной системы становится индивидуальная образовательная программа, в соответствии с которой индивид имеет возможность моделировать свою образовательную траеторию и   компетентностный профиль. Безусловно, можно много говорить о достоинствах и недостатках данного явления, однако, на сегодняшний день, его следует признать как факт, как существующую реальность и основной задачей всего педагогического сообщества в этой новой реальности является осмысление того, каким же образом конструктивно действовать в соответствии с новыми требованиями.

2.Вторая причина кризиса, по мнению экспертов в том, что образование практически массово стало носить характер «услуги».

3.Университет в своей массе перестал быть носителем идентичности и национальной культуры. Однако с этим утверждением можно поспорить. Это не всегда так, особенно если говорить о ведущих вузах. Например, всем широко известно позиционирование НИУ ВШЭ как «университета, открытого городу».

4.Возникновение «постнауки», попнауки, эдьютеймента и других явлений подобного рода. Основными  потребителями образовательных услуг и образовательного контента на сегодняшний день является так называемое «Поколение «Y»», характеризующиеся   «клиповым сознанием» и  не имеющее потому целостного, системного,  критического мышлениея в основной своей массе.

5 Крах модели «потребления знаний». Научное сообщество без перерыва продолжает производить все новые знания, умножает концепции, взгляды, углы и точки зрения при том, что, например, в целом ряде областей истории «производство источников» явно не поспевает за их переработкой. Все вышеперечисленное  является следствием наступления эпохи BIG  DATA (Больших данных) в образовании.

Как следствие всего этого встают вопросы:

— Как построить образовательную коммуникацию в пространстве образовательной кросс-культуры с минимумом искажений?

— Как конструктивно моделировать индивидуальную образовательную траекторию в пространстве образовательной кросс-культуры?

       До недавнего времени образовательная коммуникация была нацелена на обмен информацией, выражающийся в формировании знаний-умений-навыков» (Знаниевый подход). Модель образовательной коммуникации ограничивалась следующими параметрами: «Учитель-Ученик», «Учитель-Учебник-Ученик». В настоящее время можно говорить на наличии электронной образовательной среды (ЭОС), которая может и выступает «учителем», и ее полезность зависит от уровня вопросов и понимания ученика. [Жаров, Таратухина: 2015].

В настоящее время в контексте концепции непрерывного обучения знаниевый подход дополняется компетентностным и должен являться (на практике это, к сожалению, не всегда так) осознанным наращиванием индивидом компетенций в течение жизни. Фактически, мы имеем дело с нескольким  количеством каналов коммуникации в один момент времени в рамках образовательного процесса. Таким образом, трансформация гумбольдсткой системы университетов, переход на обучение по стандартам третьего поколения (ФГОС3+) способствуют открытости и отсутствию четкой детерминированности  с одной стороны, а с  другой, открывают новые возможности, позволяющие  «конструтировать» образование, используя лучшие образовательные ресурсы мира. По сути, в конечном итоге, процесс обучения (конструктивного обучения) должен представлять собой осознанное моделирование компетентностного профиля специалиста.

В настоящее время очень много говорится о создании образовательной смарт-среды, эпохи смарт-образования. Однако, в большинстве своем, пока это только словесные конструкции —  это скорее  «предвосхищение». Но даже сейчас развитие информационных технологий теоретически позволяет создать «умную среду», способствующую моделированию ИОТ [Taratuhina, Avdeeva, Mirishli:2014; Avdeeva, Omarova, Taratuhina: 2015].Также стоит иметь ввиду использование возможностей MOOC, открытых образовательных ресурсов, межвузовские обмены, международные стажировки, и т.п, способствующие развитию пространства образовательной  кросс-культуры. Более того, переход на болонскую систему в формате 4+2 дал реальную возможность конструктивно наращивать существующие компетенции  в рамках профессионального кросс-культурного пространства.

Основные направления «смартизации» образования, которые хотелось бы выделить особо:

  • Область, касающаяся развития культурного интеллекта, формирования и наращивания компетенций педагогов в области кросс-культурной дидактики, изучение проблематики эффективной работы с поликультурной аудиторией.

 

  • Совершенствование и конструктивное встраивание в учебный процесс MOOС.

 

  • Системное понимание конструктивного выстраивания ИОТ в ЭОС, Адаптация и использование лучших мировых практик в данной области.

 

  • Проблема адекватного выбора мультимедийных технологий и методов обучения для разных культурных групп.

— Проблематика конструктивно заимствования зарубежного педагогического опыта;

— и.т.д.

Big Data  в образовании

В контексте всего вышесказанного  также встает вопрос эффективного использования «BIG DATA» в образовании. Таким образом, становится значимым  процесс обработки и эффективного использования больших данных. Доступ к большим данным и облачным сервисам обеспечивают объем информации: из-за своей масштабируемости, большие данные могут собрать данные для обучения из большого количества учебных заведений, тем самым, обеспечить глобальный взгляд на образование. Также все это дает возможность отслеживания образовательной обучающегося траектории и ее констуктивного выстраивания. Скорость: большие данные позволяют обучающимся и образовательным организациям иметь быстрый доступ к данным  в режиме реального времени. Скорость поможет обеспечивать конструктивную обратную связь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *