выстраивание индивидуальной образовательной траектории в кросс-культурной среде

выстраивание индивидуальной образовательной траектории в кросс-культурной среде

Для реализации индивидуального подхода к обучению  в рамках электронной образовательной платформы, по нашему мнению,  необходимо внедрение нескольких блоков (этапов) для определения наиболее оптимальной  модели обучения для каждого конкретного студента. На начальном этапе работы с электронной образовательной средой целесообразно провести критериально — ориентированное тестирование (набор тестов) или опросник о стиле обучения Д. Колба, определяющий  помимо культурно-когнитивного профиля, иные  базовые параметры обучающегося: мотивацию, уровень базовых знаний, навыки использования различных информационно-коммуникационных технологий и технических средств, сферу профессиональных интересов.

Безусловно, мы должны учитывать возможную  динамику вышеперечисленных показателей, предполагая, что все эти компоненты могут  изменяться в процессе обучения. Учитывая данную тенденцию, рационально проводить повторное исследование (тестирование) для коррекции выбранной траектории обучения с некоторой периодичностью. Полученная информация, по- нашему мнению, должна способствовать выработке индивидуальной траектории обучения с использованием наиболее подходящей для каждого студента технологии обучения. Если говорить о дидактических функциях ЭОС,  мы можем отметить возможность так называемого «обучения» системы студентом.

интеллектуальный компонент системы

Это может выглядеть следующим образом: интеллектуальный компонент системы, осуществляет обработку полученных данных в ходе анализа проведенных тестов и рефлексии студента после пройденных курсов осуществляет корректировку выбранной траектории обучения, далее происходит накопление статистических параметров, которые могут составлять базу данных, формируя некоторый набор тенденций. Данные  «накопления», в последующем, могут использоваться в процессе персонализации обучения новых студентов на самых ранних этапах формирования индивидуальной образовательной траектории: то есть на адаптации образовательного контента и форм его подачи с учетом специфики  культурно-когнитивного профиля учащегося. Предполагается, что контент в «умной» ЭОС будет выводиться в соответствии с правилами вывода, адаптированными под культурно-когнитивный профиль учащегося.

Безусловно, механизм выстраивания  культурно-специфичной индивидуальной образовательной траектории обучающегося в ЭОС также частично или полностью может быть  основан на роли тьюторского сопровождения. Также индивидуальную образовательную траекторию (ИОТ) можно строить и дополнять  с помощью рекомендательных сервисов, которые   будут «предлагать» обучающемуся наиболее подходящие ему курсы,  а в случае, если обучающийся решит выбрать предмет вне зоны рекомендаций, определять его возможные трудности.

ИОТ

Аналогичным образом может производиться оценка  заданий и учебных материалов в рамках учебного курса. Таким образом, предполагается, что освоение курса будет проходить способом, наиболее подходящим к индивидуальным особенностям работы с информацией. Стоит также отметить, что подобным образом можно оценивать не только внутренние, но и внешние курсы и образовательные программы, и давать обучающемуся рекомендации по развитию его компетентностного профиля не только из внутренне доступных курсов, но и внешних курсов, выложенных в открытом доступе.  Таким образом, воплощенным результатом реализации индивидуальной образовательной траектории на выходе будет некий «портрет» компетентностного профиля специалиста.

Проектирование и реализация ИОТ- это сложный и многогранный процесс, который включает в себя следующие компоненты:

1.Формирование индивидуальной ИОС.
2. Определение и четкая формулировка  образовательных целей субъекта  и  поиск средств их достижения.
3. Адаптация учебного контента и интерфейса в ЭОС
Построение ИОТ — это пошаговая (итеративная) процедура порядок и любой из перечисленных компонентов должен быть актуализирован в соответствии с промежуточными достижениями студента.

ЭОС

Одним из примеров реализации принципа использования ЭОС  как части процесса обучения можно считать внедрение в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» системы управления обучением (learning management System-LMS). Главная цель данной  среды—это повышение уровня и качества методической, дидактической, информационной поддержки организации учебного процесса для студентов, преподавателей и административных работников факультетов. Использование настоящего  образовательного «инструмента» предполагает вовлечение студентов в активный учебный процесс, создание условий для непрерывного взаимодействия студентов и преподавателей, обучение в активной среде взаимодействия всех участников образовательного процесса в офлайн и онлайн контекстах.

LMS

При использовании LMS обязательным является процесс аутентификации пользователя. Для каждого пользователя создается персональный набор дисциплин с различным уровнем доступа. На базе LMS обеспечена интеграция с единой системой формирования электронного расписания, основанной на актуальных РУП (рабочих учебных планах), списках преподавателей и студентов, структуре университета, а также с системой ACAB (АСАВ — аббревиатура, образованная из названий 4-х входящих в систему модулей: Абитуриент, Студент, Аспирант, Выпускник). Система автоматизирует работу с основным клиентом ВШЭ — учащимся — на всем протяжении его жизненного цикла в университете, а также — после его окончания). Платформа создает широкие возможности для сбора и анализа информации, эффективной организации, проведения и контроля учебного процесса.

Используя принцип универсальности система LMS позволяет использовать следующие возможности для преподавателей: предоставление учебного материала дисциплины (хранилище файлов, видео ресурсов, подкастов и т.д.); управление деятельностью учащихся в рамках дисциплины и отслеживание успеваемости (ведение журнала оценок, оценка проектных работ); использование различных средств образовательной коммуникации (форумы, опросы). Для студента использование LMS становится все более необходимым элементом в процессе обучения. Помимо использования учебных материалов, размещенных в ЭОС, студенты получают доступ к корпоративной студенческой почте, к электронной зачетной книжке и журналу текущих оценок по каждой дисциплине, что позволяет оперативно отслеживать полученные итоговые оценки.

элемент индивидуализации образовательной траектории

Как элемент индивидуализации образовательной траектории можно выделить возможность студентов осуществлять выбор дисциплин из элективных курсов. Предполагается, что выбор дисциплин будет осуществляться студентами на основании целенаправленного выбора, связанного с  формированием компетенций по результатам освоения дисциплины.  При подаче заявки на изучение курса студент получает возможность доступа к странице дисциплины через свой личный кабинет в LMS. Не смотря на наличие достаточно большого набора инструментов и компонентов платформы LMS для осуществления образовательного процесса, мы в настоящий момент не можем говорить о ней как о ЭОС с возможностью выстраивания индивидуальной образовательной траекторией.

Возможно, реализация личностного и компетентностного подхода, внедрение более «чувствительного» интерфейса, целенаправленная актуализация и синхронизация  коммуникации студентов и преподавателей, интеграция персональных данных пользователей из социальных сетей, использование RSS-потоков, передача данных на мобильные устройства и другие опции помогут повысить мотивацию использования данной системы как важной составляющей образовательного процесса.

Стоит также отметить, что подобным образом можно оценивать не только внутренние, но и внешние курсы и образовательные программы, и давать обучающемуся рекомендации по развитию его компетентностного профиля не только из внутренне доступных курсов, но и внешних курсов, выложенных в открытом доступе.

специфики ККПЛ

Мы считаем, что индивидуализировать образовательную траекторию в электронной образовательной среде (ЭОС) целесообразно реализовывать с учетом  особенностей обучающегося ( его культурно-когнитивного профиля (ККПЛ)) «на входе»,  моделирования его компетентностного профиля с учетом специфики ККПЛ,  и, как следствие подбора контента, контрольно-измерительных материалов, тьюторских методов и т.п.

Выделение параметров культурно-когнитивного профиля личности (ККПЛ) должно исходить из специфики процессов, задействованных в ходе образовательной деятельности. В образовательной деятельности можно условно выделить когнитивный, эмоциональный и  операционный компоненты. Когнитивный компонент будет включать в себя специфику когнитивного стиля, специфику принятия решений и работы с информацией, специфику распределения внимания, специфику использования творческих подходов в учебной деятельности (креативности). Операционный компонент – отношение ко времени, к инструкциям, к целеполаганию, место в социуме, отношение к внешней среде, к командной работе.

Принципы построения настраиваемых курсов

Принципы построения настраиваемых курсов на наш взгляд будут соприкасаться с принципами конструктивного обучения.В зависимости от специфики ККПЛ и уровня базовых знаний по курсу, курсы должны быть спроектированы по блочному (концентрическому) принципу как многоуровневая структура изложения материала в зависимости от уровня знаний на входе. Что касается форм подачи материала, то возможно предусмотреть  настройки интерфейса, дифференциацию контента (видео, визуальный, текстовый,  смешанный т.п.) и методы контроля знаний (от репродукции информации до самостоятельного получения  и порождения знаний). Немаловажным аспектом может быть уровень тьюторского сопровождения (участия), который, в конечном счете, будет выражаться в разном уровне интерактивности. Теоретически все эти аспекты далее описаны нами в настоящей работе.

Следует отметить, что на сегодняшний день поликультурная студенческая аудитория перестала быть редким явлением. Это касается как традиционного формата обучения, так и онлайн образовательных практик. В результате проведенного нами опроса преподавателей, имевших подобный опыт работы,  мы выявили ряд затруднений, специфичных именно для данных типов студенческих аудиторий и не имеющих место в монокультурных средах: различные модели коммуникации с преподавателем, специфика репрезентации учебной информации, принятия решений, отношение к творческим подходам в процессе обучения, неоднозначное понимание терминологии и учебных задач, предпочитаемый тип контрольно-измерительных материалов  и т.д.  В данном случае мы сталкиваемся с таким явлением как образовательная кросс-культура.

4 thoughts on “выстраивание индивидуальной образовательной траектории в кросс-культурной среде”

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *