КОНЦЕПЦИЯ «АКТИВНОГО» И «ПАССИВНОГО» ТИПОВ ОБУЧЕНИЯ

Согласно концепции Э. Дейла (Dale, 1969) и его последователей, эффективность обучения определяется ролью студента в образовательном процессе. Наиболее эффективным способом усвоения информации является активное включение студента в образовательный процесс: участие в дискуссиях, выступления, имитация и выполнение реальной деятельности. А наименее эффективными – слушание лекций и чтение материалов . Позже на основе конуса опыта Э. Дейла была разработана пирамида обучения , из которой также видно, что наиболее эффективные типы обучения —  выполнение конкретной практики и непосредственное применение или обучение других.

Однако учитывая концепции и положения, рассмотренные выше, в настоящей работе предполагается, что данная концепция эффективности методов обучения справедлива только для Западного общества. В незападных культурах – преимущественно Восточноазиатских странах наблюдается обратная ситуация: методы обучения, определенные Э. Дейлом как наименее эффективные, являются наиболее продуктивными. Таким образом, параметры эффективности обучения будут отличаться в зависимости от культуры: дихотомия «активного» и «пассивного» обучения в данной работе определяется используемыми методами обучения, а не их эффективностью согласно концепции Э. Дейла, так как при разных типах обучения используются разные способы, которые, соответственно, являются наиболее продуктивными для каждого типа культур.

Таким образом, исходя из концепции «активного» и «пассивного» стиля обучения, в рамках данного исследования учащиеся в Восточноазиатских культурах определяются как «обучаемые», а в Западноевропейских – как «обучающиеся», где роли студента и преподавателя также распределены согласно концепции Г. Хофстеде. «Обучаемые» усваивают информацию посредством лекций, чтения учебной литературы и демонстрации полученных знаний, следовательно, основной целью «пассивного» обучения является передача студентам фундаментальных знаний по курсу. «Обучающиеся», напротив, предпочитают получать информацию через дискуссии и практическое применение знаний, поскольку цель активного обучения заключается в развитии критического мышления и креативности у студентов для решения нестандартных задач и ситуаций.

Следовательно, в условиях «пассивного» обучения для «обучаемых» характерно взаимодействие с образовательной средой следующего типа: образовательная среда воздействует на студента, формируя личность во время образовательного процесса ; в условиях «активного» обучения для «обучающихся» – хотя образовательная среда по-прежнему оказывает влияние на студента, он также самостоятельно воздействует и принимает участие в ее формировании – адаптирует под себя . Таким образом необходимо отметить, что стиль обучения во многом обуславливается национальной культурой.

Резюмируя все рассмотренные концепции можно определить образовательную специфику для разных культурных групп. В рамках проводимого исследования условно выделяются две противоположные парадигмы: «Восток» и «Запад», так как каждая из них под влиянием историко-цивилизационного развития сформировала свою модель образования. Несмотря на обращение «Востока» к западному опыту в условиях глобализации образовательных систем, данная модель сохраняет присущие ей особенности, наложенные многовековыми традициями «Востока». В связи с этим на основе приведенных концепций и теорий необходимо охарактеризовать каждую образовательную модель и отдельные ее составляющие

Западная культура

Западная культура характеризуется такими чертами как педантизм, дедуктивная строгость, индивидуализм, рационалистическое мировоззрение. Таким образом, в Западной образовательной модели университет выступает в роли института социализации личности, главной целью которого является подготовка индивида к самостоятельной жизни в условиях информационного общества. Отличительные черты Западной модели образования:

  • «активный» тип обучения;
  • роль студента характеризуется как «обучающийся»;
  • студентоцентрированная образовательная модель: преподаватель выступает в роли консультанта, направляющего студента в процессе обучения;
  • коммуникативная инициатива исходит от студента и любые проявления самовыражения и креативности с его стороны приветствуются и поощряются;
  • создание конкурентной среды, в условиях которой студент должен стремиться развиваться ради достижения более высоких показателей по сравнению с остальными учащимися;
  • в университете студент, прежде всего, «учится учиться», так как этот навык является необходимым в условиях постоянно растущих объемов информации;
  • делается больший упор на практическое применение полученных знаний;
  • жители большинства западных стран быстрее приспосабливаются к технологическим изменениям, и более активно принимают участие в электронном обучении

Восточная культура

Для Восточноазиатской культуры характерны секуляризация власти, иерархическая структура общества, коллективизм, приверженность конфуцианским традициям. В Восточной образовательной модели университет нацелен на получение студентом фундаментального знания изучаемого предмета, чтобы в итоге стать частью коллектива. Отличительные черты Восточной модели образования:

  • «пассивный» тип обучения;
  • роль студента характеризуется как «обучаемый»;
  • преподаватель является центральной фигурой в процессе обучения, и знания, данные им, не подвергаются сомнению и не оспариваются;
  • коммуникативная инициатива исходит от преподавателя;
  • студенты проявляют особое почтение к преподавателю и соблюдают строгую дистанцию «ученик-учитель», вступать с преподавателем в публичные дискуссии воспринимается как проявление неуважения;
  • присутствие строгих правил, регулирующих учебную деятельность студентов, отклонение от которых недопустимо.

Методы организации образовательного процесса в разных странах детерминированы социокультурными реалиями, влияющими как на весь образовательный процесс, так и на отдельные его составляющие, например, специфику коммуникации между преподавателем и студентом, которая отличается в зависимости от национальной образовательной модели. В Западных странах студенты являются достаточно автономными и эмансипированными от преподавателей и создают коммуникативное поле вокруг себя: студенты и преподаватели могут обмениваться опытом и знаниями. Не только преподаватель передает необходимые знания студентам, но также сами студенты могут предлагать новые идеи. Таким образом коммуникация в западных культурах стоится на взаимном обмене опытом: преподаватель и студент учатся друг у друга (См. Приложение 9а). В Восточноазиатских странах, напротив, коммуникативную специфику определяет преподаватель. Студенты получают необходимые знания и строго выполняют поставленные задачи. Роль студента заключается в подчинении и соответствии предъявляемым требованиям. Во многом стратегически коммуникация инициируется преподавателем . Следовательно, в обоих случаях технологии обучения, иначе говоря — методики преподавания, должны отличаться друг от друга.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *