Стили обучения и стили преподавания в разных культурах

Стили обучения и стили преподавания в разных культурах

Проблематика индивидуального подхода не раз поднималась и успешно решалась в отечественной и зарубежной педагогической науке и практике. Однако, возникновение образовательной кросс-культуры данную проблему несколько «обострило». Как уже неоднократно говорилось выше, в процессе обучения личности задействовано три компонента:   когнитивный, эмоциональный и операционный, которые в конечном итоге могут быть охарактеризованы  обобщающим понятием стиль обучения.

Зарубежные исследователи, занимающиеся осмыслением проблематики особенностей стиля обучения в большинстве опираются на концепции Х. Гарднера (теория множественного интеллекта), Д. Гриндера (модальности восприятия), Д. Колба и др.                 Рассмотрим, в чем же именно состоит разница в стилях обучения студентов разных культурных групп с точки зрения некоторого количества исследователей.   Л. Чан (L. Zhan) исследовал культурную разницу в когнитивных стилях в процессе обучения в интернациональных школах, наблюдая студентов из Северной Европы, Северной Америки (США и Канада), Южной Европы и Юго-Восточная Азии (Китай, Тайвань).

понятие когнитивного стиля обучения

Автор анализировал процессы восприятия и переработки информации, образовательные стратегии (с опорой на теорию множественного интеллекта Х. Гарднера), реакцию на информацию и способы решения проблем и ввел понятие когнитивного стиля обучения. Когнитивный стиль обучения,  согласно определению исследователя, включает в себя процесс анализа и представления знаний. Понятно, что понятие когнитивного стиля будет достаточно тесно переплетаться с понятием стиль обучения, который обычно является следствием «когнитивного стиля».  По мнению Т. Галактионовой, опирающейся на теорию множественного интеллекта  Гарднера [Гарднер: 2007] и развивающей семиотические  технологии в обучении, необходимо искать ключ к индивидуализации, имея ввиду разнообразие когнитивных стилей и способов адаптации к ним.

Автор отмечает, что в современной науке принято выделять несколько подходов к разнообразию когнитивных стилей «В унисон» — учет типов восприятия при подаче материала. Концепция мобильности или теория когнитивного функционирования, суть которой в том, что у индивида с теми или иными предпочитаемыми стилями мышления вполне могут выработать качества, присущие другим стилям. Теория множественного интеллекта в данном случае поможет найти компромиссный путь без ухода в крайности.  По мнению Т. Галактионовой, в каждой культуре эта модель будет носить культурно-обусловленный характер. Таким образом, можно выделить следующие виды интеллекта: — связанные с символами (лингвистический, логико-математический);  — личностные ( межличностный, внутриличностный);  — «неканонические» интеллекты ( музыкальный, пространственный, телесно-кинестетический);  — экзистеницальный интеллект.

Гарднер

Гарднер отмечает, что способности взрослых представителей различных культур представляют собой различные комбинации тех или иных видов интеллекта. Хотя все нормальные индивидуумы, в той или иной степени, способны проявлять все разновидности интеллекта, каждый индивидуум характеризуется уникальным сочетанием более и менее развитых интеллектуальных способностей, чем и объясняются индивидуальные различия между людьми. По мнению Галактионовой, эффективность дидактической модели, созданной на основе теории множественного интеллекта, зависит от культурно-семиотической вариативности.

Мы же, в свою очередь, можем предположить, что логико-математический интеллект будет доминировать как составляющая западного рационалистического подхода к обработке информации (индивидуалистские типы культур);личностный и экзистенциальный виды интеллекта будут доминирующими контексте работы с информацией у представителей культур коллективистского типа и т. д. Основным критерием, обуславливающим когнитивный стиль, по мнению некоторых исследователей (Р. Нисбетт), является «полезависимость» и «поленезависимость».

Культуры

Европейцы и американцы – по большей части поленезависимы (контекстонезависимы), большинство представителей восточный культур – полезависимы  (контекстозависимы). В процессе обучения представители азиатских стран  более чувствительны к нуждам и реакциям товарищей, показывают хорошие результаты, особенно когда получают положительные подкрепление, похвалу со стороны преподавателя. Таким образом, в результате исследования было выяснено, что  студенты из Северной Европы используют комбинированный стиль обучения (визуальный, кинестетический), предпочитают словесный и математический подходы и  очное обучение. Студенты из Северной Америки любят презентации, ролевые игры, групповые дискуссии, что очень характерно для американской и канадской образовательных систем в целом. Американские студенты предпочитают визуальный  подход с большим количеством интерактивного материала  в учебном процессе, дискуссий, позволяющих проявить себя и высказать собственную точку зрения.

Студенты Южной Европы примечательны тем, что очень любят в обучении кейсы из реальной жизни. Азиатские студенты предпочитают теоретический, системный, логический пошаговый подход. Доминанта визуальной модальности у азиатских студентов объясняется принадлежностью к идеографической языковой группе. Испанские студенты предпочитают  кинестетический подход, высокоструктурированный материал и любят кооперироваться в процессе решения образовательных задач. Для афроамериканцев характерен кинестетический стиль обучения, с большим количеством практической составляющей. Любят совместную работу с преподавателями, полезависимы.

аналитический стиль

Большинство афроамериканцев используют преимущественно аналитический стиль, в то время, как латиноамериканцы предпочитают синергетический стиль. Они, как представители полиактивного типа культуры могут заниматься одновременно несколькими вещами и скучают, когда длительное время необходимо делать что-то одно. Что касается исследования стиля обучения у азиатских студентов (японских, китайских, вьетнамских, корейских и  филлипинских), то можно отметить, что все представители данных культурных групп  замотивированы на групповое обучение. 86 процентов китайских студентов предпочитают «организованный» формальный (рутинный) стиль обучения в противовес гибкому стилю с обучением в формате игры.

Лучано Марани (Luciano Mariani) утверждает, что исследования в области  культурноспецифичных стилей обучения часто противоречивы. Автор отмечает, что одной из самых противоречивых ситуаций был так называемый «парадокс азиатского ученика».

Культура в образовании

Известно, что с внешней точки зрения китайские студенты более пассивны, менее интерактивны, зависят от учителя, используют механическое запоминание, то есть применяют поверхностный, а не глубинный подход в обучении. Но при этом их показатели при сдаче экзаменов достаточно высоки. В целом азиатские ученики показывают более высокие результаты обучения по сравнению с западными студентами. Автор задается вопросом, что же не так в нашей интерпретации китайского стиля обучения?  Китайцы принадлежат к культуре конфуцианского наследия. Конфуцианство подчеркивает преимущество фиксированных иерархических отношений, которые показывают уважение к возрасту, трудовому стажу, званиям и семье.

Следовательно, учитель часто рассматривается как «гуру», авторитетная фигура, тот, кто должен знать все. Он, как и родители, помогает студентам развиваться в полноценную личность. Тем не менее, ответственность за обучение находится на студентах. Студентам предлагается сделать все возможное для достижения максимально высокого результата.  Интеллектуальные способности, безусловно, оцениваются, но также значимым является трудолюбие, приложенные усилия и упорство  для достижения успехов в учебе. В рамках данной  традиции  студенты учатся через сотрудничество  как способ заботиться об общем благе, поддерживая друг друга. В данном культурном контексте нет нужды «добираться до истины» самостоятельно – надо прочесть и запомнить то, что было уже сказано ранее. 

А. Шарма

А. Шарма (A. Sharma) исследовал стиль мышления индийских студентов и выделил следующие закономерности. Для представителей индивидуалистских культур характерна  высокая дистанция власти, давление социального конформизма, высокий индекс коллективизма и др. обуславливают специфику предпочтений в стиле обучения. Что касается специфики работы с информацией, то можно отметить тот факт, что они более комфортно чувствуют себя в формате  «получателей знаний», а не «первооткрывателей». Как и в Китае, в Индии преподаватель – фигура, пользующаяся беспрекословным уважением. Индийские студенты достаточно адаптивны, имеют ярко выраженные визуальные предпочтения в работе с учебным материалом, информацию обрабатывают последовательно, предпочитают логику и четкую структуру, любят факты. В обучении доминирует индуктивный стиль работы с информацией. Любят работу в команде и решение групповых задач.

Что касается принятия решений, то следует отметить рефлексивный стиль мышления, склонность к аналитическому стилю (показывают хорошие результаты   в точных науках), отсутствие яркой выраженной склонности к инновациям и творчеству. Индийские студенты  преимущественно  прагматичны: принимают решения, основываясь на объективности, полезности, функциональности.
К. Бармейер (C. Barmeyer) рассматривая «столкновение» стилей обучения в кросс-культурном контексте, опирается на концепцию Г. Хофстеде, в которой говорится, что культура во многом определяет наше мышление и поведенческие паттерны, также она влияет на стили обучения, связанные в восприятием, переработкой информации, принятием решений и т.п.

стиль обучения

До сих пор мы в основном говорили о стиле обучения, применимо к обучающимся. Однако, небезынтересно было бы рассмотреть и стили преподавания. Безусловно, стиль преподавания является культурно-детерминируемым, однако здесь велика роль и индивидуального, личностного воздействия.  Фишер (Fisher), говоря о стиле преподавания, выделил следующие его разновидности: 1 Стиль преподавания, ориентированный на задачи; 2. Стиль преподавания, ориентированный на совместные планы и действия; 3. Студенто-центрированный стиль преподавания; 4. Предмето- центрированный стиль; 5. Процессо- центрированнный стиль; 6 .Эмоционально – сотрудничающий и коллегиальный стили. Мы можем утверждать, что например, студенто-центрированный стиль преподавания будет распространен в США, в то время как стиль преподавания, ориентированный на совместные планы и действия будет иметь место в Китае. Например, североамериканские преподаватели предпочитают независимый, интерактивный, «авторский», эвристический стиль работы со студентами, всячески поощряя конкуренцию среди них.

Данный стиль преподавания  явно «конфликтует» с когнитивным стилем латиноамериканцев, азиатов, юго-восточных азиатов, которые предпочитают  погружение в авторитетные источники информации, системность, групповую работу, лишенную соревновательного характера, а, напротив, с элементами поддержки. Представители этих культур больше любят устные задания, содержащие социальный контекст. В отличие от западных студентов, азиатские студенты часто не признаются в том, что не понимают задания, так как это связано с «риском потери лица». Если западный студент не понимает материал, он не стесняется задавать вопросы: считается, что если студенту не понятно – это вина преподавателя:  он плохо объяснил.

различия когнитивных стилей

При различии когнитивных стилей преподаватель и ученик  могут воспринимать друг-друга  негативно. Безусловно, помимо культурных различий, автор отмечает, что необходимо учесть гендерные и индивидуальные различия.      Бэннет (Bannet) предложил ряд рекомендаций, каким образом  можно  было бы использовать информацию о культурно-специфичных стилях обучения для осуществления успешного процесса обучения в мультикультурной аудитории. Знание своего собственного стиля обучения  и стиля преподавания. Поддержание эмоционально комфортной атмосферы в процессе обучения.

Уделение внимания студентам, которые испытывают трудности в обучении. Знание основных параметров обучения, характеризующих каждую представленную культурную группу. Создание и поддержка «гибкого», адаптивного,  «настраиваемого» коллектива. Использование всех модальности при подаче материала (визуальной, аудиальной, кинестетической).         С. Нието (Nieto) считает, что современный преподаватель, работающий в поликультурной аудитории, должен опираться в своей практике  также теорию множественного интеллекта Х. Гарднера. Разнообразие стилей обучения происходит не только в рамках между культурами, но и, естественно, в рамках одной культуры. Это обуславливается темпераментом, спецификой восприятия, переработки информации, гендерной принадлежностью, предыдущей подготовкой обучающихся и т.п.       Безусловно, знание культурных особенностей обучения позволит  оптимизировать процесс обучения в кросс-культурной среде и сделать его культурно-релевантным

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *