Модели тьюторства в разных культурах

Концепции стилей обучения нельзя рассматривать в отрыве от специфики тьюторства  в разных культурных группах. Для этого обратимся к системному исследованию Андреевой Е.А., которая  исследует и сравнивает модели тьюторства в разных культурных группах, беря за основания следующие параметры: религию, как культурную детерминанту,  вид тюторства, цель деятельности тьютора, задачи, принципы, функции, методы, сферу деятельности и т.п. Ниже приведем результаты авторского сравнения. Автор исследует модели тьюторства на предмет культурноспецифичности и инвариантности.

 Модели тьюторства в разных культурных группах ( по Андреевой Е.А.)

Принципиальные основания для сравнения Страны, применяющие модель тьюторства
Англия Германия ОАЭ Россия
Основная  религия Англиканство Протестантизм Ислам Православие
Время  зарождения XII в. 50-е гг. XX в. IX в.,  начало XXI в. 90-е гг. XX в.
Вид Эндогенный Адаптивный Адаптивный Адаптивный
Цель  деятельности тьютора Развитие метакогнитивных способностей Нравственное воспитание,  развитие профессиональных  компетенций Развитие метакогнитивных способностей Сопровождение разработки  индивидуальной образовательной траектории
Задачи  деятельности тьютора Удовлетворение индивидуальных потребностей,  развитие чувств, хороших привычек, составление  индивидуального плана обучения,  наблюдение  за развитием Возбуждение внимания,  объединение интереса ученика  с интересом учителя посредством взаимного изучения предмета  (по И.Ф. Гербардту) Содействие  процессу  обучения  и стимулирование применения  навыков  критического мышления  и мысли  о продолжении обучения Развитие  тьюторанта,  поддержка  движения тьюторанта в «поле достижений»,  где существует идеальное (культурные образцы)  и реальное  (человеческие желания,  интересы)
Принципы деятельности тьютора Свобода,  индивидуализация, активность,  сознательность,  самостоятельность Свобода, сознательность, активность, индивидуализация Свобода,  индивидуализация,  активность,  сознательность Свобода,  открытость,  индивидуализация,  модульность, гибкость,  непрерывность
Функции,  тьютора Воспитательная Воспитательная, образовательная Воспитательная Развивающая
Виды  тьюторства «Профессиональный тьютор», надомный тьютор, домашнее образование, мониториальное образование, консультация, индивидивидуальный тьютор Домашнее  образование,  семейное образование,  консультация, мониториальное образование,  коуч,  тьютор-ровесник,  индивидуальный тьютор Консультация, индивидуальный тьютор, E-learning Частное  тьюторство

 

Методы деятельности тьютора Мотивирование, стимулирование, похвала, совет, поощрение, расспрашивание, беседа, сократический диалог, обратная связь, наблюдение, пример старшего, постановка проблемы, запоминание, игровой метод, метод двойного перевода при обучении иностранным языкам, лекция. Вопрос расспрашивание анализ Проблемный сократический диалог проведение лекций, устных и письменных презентаций разбор конкретных практических случаев Сотрудничество, консультирование, психолого-педагогическая поддержка, тренинги, коллегиальное «советование», диалог, надзор за занятиями, воспитание нравственной дисциплины, включая ценности послушания, подчинения, исполнительности и регулярности, мотивирование, поощрение

 

Обсуждение результатов исследования

Мы хотим отметить, что не со всеми результатами данного исследования готовы согласиться. Однако, оно в общих чертах дает понимание культурно-специфической дифференциации в обозначенном контексте.

Согласно исследованиям Андреевой Е.А, «Инвариантным»  является ряд предпосылок возникновения моделей тьюторства:

  1. развитие принципа индивидуализации
  2. формирование открытого образовательного пространства и наличие в нем вариативности
  3. необходимость в постоянном самоопределении и выстраивании своей траектории
  4. отсутствие необходимого уровня знаний для ее построения
  5. ориентация обучения на цель деятельности тьютора
  6. постановка широкого спектра задач, применение схожих методов для достижения цели.

«Тьюторство» рассматривается как средство повышения качества и эффективности образования. Модель тьюторства является средством для реализации принципа индивидуализации образования. Тьюторское сопровождение основывается на процессе индивидуализации и имеет своей целью самоопределение личности. Как процесс представляет собой индивидуальное консультирование, в течение которого педагог помогает ребенку разработать индивидуальную образовательную траекторию; в качестве метода используется сократический. В Германии, России и Объединенных Арабских Эмиратах существует открытое образовательное пространство и свобода выбора для учащихся. Для контролирования работы тьюторской системы не существует нормативной базы ни в одной стране мира. Базовой формой работы тьютора являются индивидуальные консультации. В университетах Германии и ОАЭ тьюторство представлено как в очном образовании, так и в дистанционном. Общая функция, выполняемая тьютором – обучающая, т.е. составление совместно с учеником его индивидуальной образовательной траектории и ее реализация учеником совместно с тьютором на практике.

Вариативные уровни

Вариативными являются уровни, на которых применяются варианты модели тьюторства – общеобразовательный (Россия) и университетский (Англия, Германия, ОАЭ), время обращения к модели тьюторства (Англия – XII в., Германия – 50-е гг. XX в., Россия – 90-е гг. XX в., ОАЭ – начало XXI в.) и причины возникновения (как результат различных видов модернизации), функции, выполняемые тьютором и официальное оформление его деятельности. Все сравниваемые страны имеют разные религии, что является, с одной стороны, причиной возникновения модели тьюторства, а с другой – причиной разного отношения к процессу индивидуализации». За рамками авторского исследования остались особенности тьюторской деятельности и факты существования тьюторских практик в странах Юго-Восточной Азии, Китая, США и др. Это вероятно позволило составить наиболее общую карту данного явления.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *