Культуры полезности и культуры достоинства в образовательном контексте

Дихотомическая концепция

Согласно дихотомической концепции А. Г. Асмолова (Асмолов, 1990б) культуры делятся на два типа: «культуры полезности» и «культуры достоинства» в зависимости от сложившегося в социально-исторической эволюции образа развития личности. Для индивидов в культурах полезности характерно преобладание социотипического поведения над индивидуальным.

Следовательно, проводя параллель с концепцией «индивидуализма/коллективизма» Г. Хофстеде, можно утверждать, что для данного типа культур характерно коллективистское поведение, образование групп – общностей. Культура полезности «всегда стремится к равновесию, к самосохранению, всегда озабочена тем, чтобы выжить, а не жить.

Ее единственная цель — воспроизводство самой себя без каких-либо изменений» (Асмолов, 1990а, С. 7), следовательно, образовательный процесс направлен прежде всего на «дрессуру, подготовку человека к исполнению полезных служебных функций» (Асмолов, 1996, С. 589), а функцией образовательных институтов является воспитание индивида в рамках общепринятых норм.

В культуре, ориентированной на достоинство, напротив, «ведущей ценностью является ценность личности человека» . В такой культуре у индивида как привило развито чувство собственного достоинства и свободы, цель образования заключается развитии у личности способностей к нахождению нетривиальных, нестандартных решений в критических, кризисных ситуациях.

Соответственно, культура достоинства характерна для индивидуалистских обществ, в которых образование нацелено на подготовку индивида к новым условиям жизни, сохраняя и транслируя при этом исторически сложившиеся ценности и нормы. В процессе обучения студент получает фундаментальные знания, необходимые, чтобы стать частью социума.

Концепция Р. Инглхарта

Также, проводя параллель с концепцией Р. Инглхарта, можно заметить, что общества «культуры полезности», особенно в периоды кризисных ситуаций, как правило нуждается в «сильной руке», таким образом, происходит секуляризация власти, а главной ценностью человека становится стремление выжить в критических условиях, следовательно, общество превращается в общность. Общества «культуры достоинства», напротив, стремятся к самовыражению и эмансипации от власти.

На основе приведенной концепции рассмотрены основные характеристики для обеих типов культур , исходя из которых можно сделать вывод о том, что в разных культурных группах цели и методы обучения фундаментально различны: исторически сложившиеся социокультурные реалии влияют как на организацию обучения в целом, так и на отдельные ее составляющие

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *