Этический и эмический подходы в образовании

Этический и эмический подходы в образовании.

В настоящее время поликультурная студенческая аудитория перестала быть редким явлением. Возникли этический и эмический подходы в образовании. Это касается как традиционного формата обучения, так и дистанционных образовательных практик. В результате проведенного нами  опроса преподавателей, имеющих опыт работы в поликультурной образовательной среде, был выявлен ряд затруднений, специфичных именно для данных типов студенческих аудиторий и не имеющих место в монокультурных средах. К ним относятся различные привычные модели коммуникации с преподавателем, специфика репрезентации учебной информации и учебного контента, принятие решений, отношение к творческим подходам в процессе обучения, неоднозначное понимание учебных задач и терминологии, предпочитаемый тип контрольно-измерительных материалов, и т.д. В данном случае мы сталкиваемся с таким явлением, как образовательная кросс-культура. В интересующем нас контексте образовательная кросс-культура есть совокупность трех элементов, к числу которых относятся:

  1. культура преподавателя (национальная и профессиональная);
  2. культура студента (национальная и профессиональная);
  3. семиотическоге пространство (учебного заведения или онлайн-ресурса) и тезаурус учебной дисциплины.

Образовательная кросс-культура.

Поликультурное образовательное пространство, по сути, и является образовательной кросс-культурой. Образовательная кросс-культураэто пространство, включающее в себя совокупность разнородных информационно-педагогических сред, находящихся в состоянии взаимодействия в формате образовательной коммуникации и образовательной деятельности и пребывающих в состоянии «диффузности». Оригинальная образовательная культура (так называемая «родная» для индивидуума культура) представляет собой семиотическое образование, дискурсивно выраженное в форме присущих данной культуре тезаурусов и атомарных словарей знаний, отражающее прагматическую специфику процессов образовательной коммуникации.

В данном контексте целесообразно иметь ввиду этический и эмический подходы – как подходы, обеспечивающие возможность как культурно-специфичного, так и инвариантного взгляда на процесс обучения в поликультурной среде (таблица 1).

 

Различия между этическим и эмическим подходами в образовательном контексте

Эмический (emic) подход Этический (etic) подход
Исследует поведение в системе «преподаватель – студент» изнутри системы Исследует поведение в системе «преподаватель – студент» вне системы
Изучает только одну культуру Изучает множество культур в компаративном контексте
Критерии соотнесены с внутренними характеристиками системы Критерии исследования рассматриваются как абсолютные и универсальные

Методом исследования кросс-культуры в образовательном процессе стал «средовой» метод, выражающийся в исследовании микро- и макро-среды учащегося. Поскольку любое исследование среды личности сопряжено со сменой направлений, – от индивидуума к среде и от среды к индивидууму,  – то для оптимизации коммуникационных процессов в поликутурной учебной среде выбрана  параметрическая модель Г. Хофстеде, представленная в контексте образовательных ситуаций.  Осмысление проблемы адаптации к инородной среде учащегося состоится, если мы сможем корректировать свое профессиональное педагогическое поведение в общении в момент появления в нем трудностей. Иначе говоря, конструктивное педагогическое действие заключается в том, чтобы минимизировать культурный шок и смысловые искажения в коммуникативном пространстве образовательной кросс-культуры. Что для этого нужно знать педагогу? Ответ на данный вопрос является одной из задач исследования кросс-культурной дидактики.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *