Электронные учебники в разных культурах

Электронные учебники в разных культурах

Безусловно, современный электронный учебник представляет собой синтез гипертекстовой структуры и мультимедиа. Не стоит лишний раз упоминать о тех преимуществах, которые может давать устройство подобного рода перед традиционным учебником. Однако, следует отметить бОльшую популярность устройств подобно рода в индивидуалистких культурах, где больше внимания уделяется самостоятельному усвоению материала и выстраиванию индивидуальной образовательной траектории.

структура «общения» ученика и электронного учебника

Более того структура «общения» ученика и электронного учебника будет во многом обусловлена национальной когнитивной спецификой. Преимущества данного устройства неоспоримы: интератктивность, возможность быстрого поиска информации, текст дополняется изображениями различного уровня, позволяет быстро провести контроль знаний в индивидуальном темпе, может самостоятельно обновлять информацию. (Башмаков А.И., Башмаков И.А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. – М.: Информационно-издательский дом «Филин», 2003, с. 51.) Интересен и тот факт, что электронный учебник в зависимости от успехов или неудач обучающегося будет его «хвалить»     или «ругать».

Данная особенность весьма удобна и приветствуется в индивидуалистких культурах ( США, Страны Центральной Европы) однако вряд ли найдет понимание в большинстве коллективистких культур ( Китай). Что касается компонентов электронного учебника (текстовый и внетекстовый компонент). В ходе наших исследований мы выяснили, что отношение к типам учебного контента у разных людей и у представителей разных культур неодинаковое. Представители культур с высокой степенью избегания неопределенности будут предпочитают «фундаментальный» текстовый контент, с высокой степенью научности, аргументированности, подтверждения истинности обозначенной позиции.

Представители индивидуалистких культур

Представители индивидуалистких культур хотят потреблять уникальный контент. Интересно рассмотреть такой аспект как система организации усвоения, состоящая из таких структурных компонентов как индивидуальные задания, примеры, контрольные вопросы, тестовые задания и т.п. По мнению Н. А, Шигиной классификация различных компонентов электронных учебников  может быть проведена по ряду дифференцированных признаков : по выполняемой функции, по форме представления информации, по степени активности в диалоге с пользователем,  по сложности представляемых знаний, по виду обучения и т.п.  Следует отметить, что значимость данных функций будет дифференцирована не только в зависимости от личностной специфики обучающегося, но и от того, к какой культурной группе он принадлежит, какую когнитивную специфику познания и  работы с информацией имеет.

Спицифика проектирования и работы с открытыми образовательными ресурсами

Про специфику проектирования и работы с открытыми образовательными ресурсами в контексте поликультурного формата будет сказано в следующих главах. Сейчас же мы рассмотрим электронные образовательные ресурсы как педагоические спроектированные дидактические системы, объединяющие в себе множество электронных образовательных средств ( ссылка).

По мнению данных авторов, медиаресурсами являются  используемые в образовательных ресурсах  используемые для обучающих целей различные семиотические системы ( текст, видео, изображения и т.п.) объединенные в некий единый образовательный медиатекст.  В настощее время набирает популярность такое направление  как медиапсихология. В ходе исследований в данном направлении было выяснено, что не только разные индивиды по- разному относятся к взаимодействуют с различными типами медиа, но, в первую очередь, это касается специфики взаимодействия с медиа в разных культурных контекстах. Исследования в кросс-культурном ключе  только начинают набирать обороты. Согласно концепции (ссылка) личностно-ориентированный электронный образовательный ресурс должен иметь 3 аспекта педагогического проектирования:

— Когнитивный ( структура, категории, уровни, мультимедийность);

— Коммуникативный (определение точек взаимодействия; определение места и форм комментариев системы)

— Психолого-педагогической поддержки ( способы повышения мотивации , адаптация системы к личностным особенностям, дружественность интерфейса. )

Авторы рассматривают проектирование с учетом личностных особенностей обучающихся, мы же в дальнейшем рассмотрим данные параметры с точки зрения кросс-культурного контекста. Автоыр предлагают реализовывать электронный образовательный ресурс как адаптивную гипермедиа с учетом модели целей, предпочтений и знаний конкретного пользователя.  Пользователи с различными целями, спецификой работы с информацией, уровнем компетентности  могут использовать различные ссылки для навигации. Соответственно априори нужно создать модели пользователей  и впоследствии адаптировать ЭОР с учетом специфики данной модели.

Важным фактором при проектировании образовательной медиасреды является концентрация на личностных и социокультурных способоах работы с учебной информацией, вытекающая в возможность построения индивидуальнйо образовательной траектории.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *