Ценностные ориентации национальных образовательных систем
В книге «Социальная компетентность классного руководителя: режиссура совместных действий» авторами предлагается интересная концепция, касающаяся ценностных ориентиров образования в разных типах культур. Согласно авторской концепции культуры можно дифференцировать на закрытые культуры полезности и культуры достоинства. По мнению авторов, в тоталитарных закрытых культурах полезности преобладают унифицированные, усредненные формы образования, некая шаблонность. Доминирующий социальный мотив – быть «как все».В закрытых культурах образовательная модель устроена таким образом, чтобы минимизировать отклонения от приятых в обществе стандартов и норм. Культуры данного формата ориентированы на среднего ученика.В «культурах достоинства» главной доминантой является высокое качество жизни, творчество, индивидуализм. Образование в данном контексте поддерживает вариативность личности, ее уникальность. Здесь упор делается на нешаблонность мышления, креативный подход к решению задач.Однако, следует отметить тот факт, что «культуры полезности» вовсе не отрицаются «культурами достоинства». То есть, как правило, в «культурах достоинства» кроме установки на развитие всегда присутствует установка на функционирование, что обеспечивает максимальную устойчивость и стабильность.
Поведение учителя и учащегося в контексте разных культур
Таблица: Поведение учителя и учащегося в контексте разных культур
Тип культуры | Культура полезности | Культура достоинства | |
Ценности культуры | Равновесие, адаптация, потребление, эксплуатация, манипуляция
(«Обладать многим») |
Развитие, поиск, ориентация на индивидуальность, свобода
(«Быть многим») |
|
Образова-тельная парадигма | Унитарная, ориентация на дрессуру, усвоение знаний, умений, навыков | Вариативная, ориентация на развитие, понимание смыслов | |
Цели образования | Безопасность, конформизм | Комфорт-ность, адаптация к типовым ситуациям, узкая специализа-ция | Формирование целостной картины мира, обеспечивающей решение проблем в широком круге неопределенных ситуаций, саморазвитие личности, увеличение мобильности населения |
Восприятия мира | Стационар-ный мир | Мир как набор шаблонов | Изменяющийся мир |
Предпочтительный тип заданий | Рецептивный | Репродуктивный | Проблемно-поисковой |
Характер-ный способ решения задачи | Четкое следование набору стандартных этапов решения задачи | Использова-ние схем прошлого опыта, перебор в памяти существую-щих вариантов решения | Преобразование, порождение новых целей и задач, тенденция к постановке сверхзадач, инновация |
Характер поведения учителя | Административно-командный, директивный, мобилизационный | Программно-целевой, ориентация на развитие |