Ценностные ориентации национальных образовательных систем

Ценностные ориентации национальных образовательных систем

В книге «Социальная компетентность классного руководителя: режиссура совместных действий» авторами предлагается интересная концепция, касающаяся ценностных ориентиров образования в разных типах культур. Согласно авторской концепции культуры можно дифференцировать на закрытые культуры полезности и культуры достоинства. По мнению авторов, в тоталитарных закрытых культурах полезности преобладают унифицированные, усредненные формы образования, некая шаблонность. Доминирующий социальный  мотив – быть «как все».В закрытых культурах образовательная модель устроена таким образом, чтобы минимизировать отклонения от приятых в обществе стандартов и норм. Культуры данного формата ориентированы на среднего ученика.В «культурах достоинства» главной доминантой является высокое качество жизни, творчество, индивидуализм. Образование в данном контексте поддерживает вариативность личности, ее уникальность. Здесь упор делается на нешаблонность мышления, креативный подход к решению задач.Однако, следует отметить тот факт, что «культуры полезности» вовсе не  отрицаются «культурами достоинства». То есть, как правило, в «культурах достоинства» кроме установки на развитие всегда присутствует установка на функционирование, что обеспечивает максимальную устойчивость и стабильность.

Поведение учителя и учащегося в контексте разных культур

 

Таблица:  Поведение учителя и учащегося в контексте разных культур

 

Тип культуры Культура полезности Культура достоинства
Ценности культуры Равновесие, адаптация, потребление, эксплуатация, манипуляция

(«Обладать многим»)

Развитие, поиск, ориентация на индивидуальность, свобода

(«Быть многим»)

Образова-тельная парадигма Унитарная, ориентация на дрессуру, усвоение знаний, умений, навыков Вариативная, ориентация на развитие, понимание смыслов
Цели образования Безопасность, конформизм Комфорт-ность, адаптация к типовым ситуациям, узкая специализа-ция Формирование целостной картины мира, обеспечивающей решение проблем в широком круге неопределенных ситуаций, саморазвитие личности, увеличение мобильности населения
Восприятия мира Стационар-ный мир Мир как набор шаблонов Изменяющийся мир
Предпочтительный тип заданий Рецептивный Репродуктивный Проблемно-поисковой
Характер-ный способ решения задачи Четкое следование набору стандартных этапов решения задачи Использова-ние схем прошлого опыта, перебор в памяти существую-щих вариантов решения Преобразование, порождение новых целей и задач, тенденция к постановке сверхзадач, инновация
Характер поведения учителя Административно-командный, директивный, мобилизационный Программно-целевой, ориентация на развитие

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *