Специфика коммуникации в системе «преподаватель – студент» в разных культурных группах

Культура и ее влияние на взаимодействие в процессе обучения

Именно культура во многом определяет специфику коммуникации в системе «преподаватель-студент». В странах Востока процесс обучения инициируется Учителем, на Западе же Учитель выступает скорее в роли коуча, сопровождающего лица. В рамках теории Г. Хофстеде [6] рассмотрены все составляющие культуры и определено их влияние на взаимодействие в процессе обучения (таблицы 2–5).

Из этого видно, что чем выше дистанция власти, тем выше необходимость признания статуса преподавателя и тем меньше может быть дискуссий с ним. В странах с очень высокой дистанцией власти преподаватель должен руководить каждым шагом студента, в то время как при снижении дистанции инициатива переходит студенту. Чем выше показатели коллективизма, тем хуже работа при дискуссиях в группах и тем больше преподаватель должен вовлекать в процесс студента. В маскулинном обществе при обучении поощряются соперничество и результат, в феминном – часто награждается само поведение студента.

В странах, стремящихся избежать неопределенности, преподаватель должен максимально четко обозначить задачу, способы ее решения, сроки и критерии оценки студентов. В культурах с ориентацией на долгосрочный временной горизонт студенты склонны к получению высшего образования, прежде всего, из-за чувства долга перед родителями и обществом, а не из-за того, что им надо или хочется.

Дистанция власти в контексте образовательного процесса

 

Низкая дистанция власти Высокая дистанция власти
 Студенто-центрированная модель. Инициатива поощряется Модель центрированная на преподавателе. Инициатива не поощряется и исходит от преподавателя.
Коммуникация инициируется студентами Коммуникация инициируется преподавателем
Преподаватель поощряет студентов к выбору собственного пути обучения Студенты стоят образовательную траекторию исходя из заранее оговоренных моделей
Студентам разрешается вступать в противоречия и критиковать преподавателя Студентам не разрешается вступать в противоречия и критиковать преподавателя
Эффективность обучения –двусторонний процесс. Важна постоянная обратная связь и интерактивность Эффективность обучения зависит от преподавателя и регламентируется им

 

 

Параметры « индивидуализм – коллективизм» в образовательном процессе
Коллективисты Индивидуалисты
Студенты говорят только тогда, когда спрашивает и поощряет преподаватель Любой вопрос может носить характер дискуссии
Индивидуальные выступления поощряются только в малых группах Индивидуальные выступления и точки зрения поощряются всегда
Гармония и эмоциональный комфорт в процессе обучения является доминантой Конфронтация, столкновение точек зрения и несогласия являются нормальной частью учебного процесса
Ни преподаватель, ни студент не должен «терять лицо» в рамках учебной коммуникации «Потеря лица» – признак профессиональной несостоятельности
Преподаватель может давать поблажки в некоторых случаях, делая скидку на индивидуальное отношение Единые требования ко всем

 

Феминные и маскулинные показатели в контексте образовательных коммуникаций

                          

Феминные культуры Маскулинные культуры
Ориентация на среднего студента Ориентация на лучшего студента
Считается ценным такое качество как умение адаптироваться в коллективе Считаются ценными академические успехи
Неконфликтность и умение работать в команде Умение презентовать собственные достижения и уникальность
Поощряется корректное поведение, умеренность во всем Поощряется выделение их коллектива
Студенты выбирают предметы исходя из личного интереса Студенты выбирают предметы, ориентируясь на их полезность для будущей карьеры

 

Индекс принятия неопределенности в контексте образовательного процесса

 

Низкий Высокий
Студенты чувствуют себя комфортно вне четких рамок расписаний и регламентов Студенты чувствуют себя комфортно в условиях жесткого расписания и регламентов
Преподаватель может сказать «Я не знаю» Преподаватель должен быть компетентен во всем
Хороший преподаватель использует простой язык Хороший преподаватель использует академический язык
Студенты предпочитают инновационный подход Студенты поощряются за аккуратность и соответствия заранее оговоренным требованиям
Преподаватели рассматривают несогласия по предметным вопросам как стимулирующий фактор Преподаватели рассматривают несогласия по предметным вопросам как личную нелояльность

 

В ходе теоретических исследований автров и их практической апробации предложена модель культурного когнитивного профиля обучающегося, состоящая из когнитивного, эмоционального и культурного компоненотов и позволяющая прогнозировать специфику его учебной деятельности в поликультурной среде. Данная модель позволяет обучающемуся конструктивно выстраивать свою индивидуальную образовательную траекторию, а преподавателю дает возможность необходимой адаптации учебного контента, методов, проверочных материалов, стратегий коммуникации и т.д.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *