Поликультурное образование

Начнем с того, что   именно неоднозначность понимания процесса и сущности  поликультурного  образования позволит рассмотреть данное понятие в контексте  нескольких направлений. Сущность данного явления может быть раскрыта с помощью ряда понятий: межкультурное образование; многоэтническое образование; бикультрное образование; поликультурное образование; мультикультурное образование, что говорит о неоднозначности используемой терминологии.  В современной педагогической науке нет однозначного определения процесса образования в поликультурном контексте,  соответственно, используется синонимический ряд: многокультурное, поликультурное, мультикультурное и т.п. В Западной Европе широко используется термин  межкультурное образование – Intercultural education), предполагающее подготовку студентов для совместного существования с представителями разных культур в едином образовательном пространстве через формирование толерантности и когнитивной гибкости. Мультикультурное образование – (Multicultural Education) — широко используется в США и Канаде и предполагает знакомство с другими культурами для объединения людей, принадлежащих к разным культурам и имеющих разные системы ценностей, картины мира. стили поведения. В России и Восточной Европе распространено понятие поликультурного образования (Policultural education) – образование, способствующее усвоению знаний о других культурах и выявлению общего и особенного в культурных ценностях, воспитанию толерантности и уважения. А Джалалова также отмечает, что в научной литературе вопрос о специфике образования нашел отражение соответствующих терминах: поликультурное образование, многокультурное образование, глобальное образование, интеркультурное образование. Сам термин «мультикультура» переводится как культура, складывающаяся из множества культур.

По представлению Д. Бэнкса, мультикультурное образование как понятие впервые появилось в США и эволюционировало следующим образом:

На 1 этапе в основном шла работа по адаптации мигрантов. Хронологически этот период затрагивал 30 годы 20 века.

2 этап (40 – 50 годы 20 века) был в основном характерен разработками в контексте межкультурного образовательного движения.

3 этап – 50 – 60 годы проходил в рамках движения за гражданские права

4 этап 60 – 70 годы – движение этнических исследований исследования учебного контента с учетом малых этнических групп.

Д. Бэнкс считает, что поликультурное образование выражено в следующих опциях:
  1. Интеграция контента
  2. Процесс конструирования знания

3.Преодоление предубеждений

  1. «Справедливая педагогика»
  2. Развитие культуры и социальной среды (структуры) учебного заведения.

О. Хухлаева отмечает, что опыт США показывает нам, что требуется решить 4 проблемы педагогического понимания:

— Многообразие культур в контексте их соотношения.

— Количество и разнообразие национальных традиций.

— Соотношение устойчивых и подвижных идентичностей человека.

— Понимание путей подготовки межкультурно-компетентных педагогов.

О.В.Хухлаева отмечает, что поликультурное образование не всегда дает результат в виде межкультурной компетентности учащихся и их поликультурного мировоззрения.

Д. Бэнкс выделил 4 этапа поликультурного образовательного процесса:

— контрибутивный – состоящий в привнесении информации об элементах культур учащихся.

— аддитивный – добавление этнокультурных компоненотов к учебному плану

— трансформационный – переформатирование учебных программ и контента с позиций поликультурности

— социально-деятельностный

Бессарабова И.С. исследует проблематику конструктивного подхода к мультикультурному образованию в США, Канаде, Австралии и т.п. Автор утверждает, что труды американских авторов позволяют говорить об отсутствии единого подхода к определению поликультурного образования. Можно условно сгруппировать многочисленные определения по следующим признакам:

— поликультурное образование – идея, концепция, философия;

поликультурное образование – реформаторское движение;

Главная мысль, которая прослеживается в подходах ученых, заключается в том, что поликультурное образование является, в первую очередь, процессом, а не продуктом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *