Мультикультурное образование в США, Канаде и Австралии

В Австралии, США и Канаде стратегия мультикультурного образования провозглашена официально. Балицкая отмечает, что «Сформулированные в педагогике США, Канады и Австралии научные идеи и концепции мультикультурного образования базируются на определенных философских, психологических, педагогических, антропологических основах (философия постмодернизма, социал-реконструктивизма, прагматистская педагогика и др.), прокламирующих идеи равенства в образовании, демократизации общества и образования, превращения сферы образования в очаг воспитания уважения к другим культурам.

Этапом генезиса идей мультикультурного образования в США, Канаде и Австралии оказались концепции кросс-культурного образования. Эти концепции — своеобразное промежуточное звено между педагогическими идеями ассимиляции и мультикультурного образования. С одной стороны, сторонники концепции не исключают диалога культур, с другой — предостерегают от сколько-нибудь существенного взаимопроникновения ценностей различных субкультур в процессе образования. Идеологи кросс-культурного образования отошли от ограничений монокультуры, сформулировали перспективу к сосуществованию субкультур. Выявлено, однако, что подобная модель не предполагает сколько-нибудь активный диалог культур в сфере образования».

Безусловно, нам необходимо изучение опыта зарубежных коллег, занимающихся мультикультурным образованием и его дидактическими аспектами. Балицкая И.В отмечает, что эпоха монокультурного образования фактически себя изжила. Автор исследует опыт США, Канады и Австралии в развитии концепции мультикультурного образования и отмечает, что мультикультурное образование в учебных заведениях этих стран прошло три стадии развития:

— Добавление этнокультурных компонентов к учебному плану;

— Превращение мультикультурной составляющей в неотъемлемую часть учебного плана;

— Отбор содержания и методов обучения, соответствующих идеям мультикультурализма. Автор также говорит о том, что концепция мультикультурализма затрагивает все  компоненты учебного процесса: саму образовательную среду, цели и задачи, учебные планы и программы, содержание дисциплин, методы обучения, контрольно-измерительные материалы, внеаудиторную деятельность. В данных странах в ключе образовательного мультикультурализма можно отметить стремление к индивидуализации и воспитанию  людей, обладающих развитым культурным интеллектом. Автор отмечает, что концепции кросс-культурного образования нашли отражение в педагогических суждениях, ориентированных на культурную диверсификацию в образовательной среде и предусматривают взаимодействие разных культур.

Также, помимо всего вышеперечисленного в современной западной педагогической науке в интересующем нас контексте можно отметить следующие направления исследований:

Концепция культурно-релевантного обучения ( Г. Ладсон-Биллингс)

Автор отметила, что преподаватели должны быть компетентны в понимании разницы стилей взаимодействия в образовательном процессе (стилей обучения, когнитивных стилей, стилей переработки информации). Все вышеперечисленные аспекты позволяют выделить несколько направлений, способствующих развитию области культурно-релевантной педагогики:

 

— культурное соответствие;

— культурная конгруэнтность;

— культурная «отзывчивость».

Г. Ладсон — Биллингс ввела понятие культурно-релевантной педагогики. Методология данного направления включает в себя чувствительность к культурным нюансам, возможность интеграции культурного опыта, понимание образовательной среды. Можно выделить основные составляющие культурно-релевантной педагогики:

  1. Понимание собственной идентичности в поликультурной образовательной среде.
  2. Изучение и внедрение передового опыта в данной области.
  3. Развитие таких показателей как стили обучения, стили преподавания, учет культурной вариативности психологических процессов, таких как мотивация, ценности, специфика коммуникации.
  4. Обучение (специфика мультикультурного образовательного контента и мультикультурной образовательной коммуникации)

5.Принципы конструктивного взаимодействия учителей и учеников.

Современные западные исследования также затрагивают проблематику поликультурного образования по следующим направлениям:

— Перспективы развития и трансформации роли преподавателей   в системе высшего образования онлайн в условиях образовательной кросс-культуры.

— Генезис и функции национальной и профессиональной (междисициплинарной) кросс-культуры. Поиск инновационных дидактических моделей в пространстве образовательной кросс-культуры .

— Особенности и проблемы развития культурного интеллекта и кросс-культурной компетентности учащегося.

Кросс-культурной компетентность учителей, исследования кросс-культурной компетенции с позиций мультикультурного и глобального образования.

— Проблематика конструктивного взаимодействия между учащимися и педагогами из разных культурных традиций, культурно-специфичные стили обучения.

Особенности культурно-специфичных онлайн курсов

Таким образом, мы можем отметить, что современные  западные исследования направлены на изучение и развитие культурного интеллекта; формирование кросс-культурной компетентности; способы разработки культурно-релевантных программ и программ адаптации; учет когнитивных стилей обучения; учет культурной специфики образовательной коммуникации; разработка культурно-специфичного образовательного контента и учебных планов.

Читайте материал по теме: Политкультурное образование в России и Западной Европе

1 thought on “Мультикультурное образование в США, Канаде и Австралии”

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *