Изменение поликультурного образовательного пространства под воздействием ИКТ

Образовательно-информационная среда

Главной особенностью современной образовательно-информационной среды является не только более легкий доступ к мировым образовательным ресурсам, гибкий график обучения, появление новых форм контроля, но, в первую очередь, возникновение новых интерактивных форм образовательной деятельности.

Отличие и преимущества данного сегмента образовательного пространства явно видны: гибкость, отсутствие жесткой регламентации учебного процесса, индивидуальные образовательные среды, новые образовательные технологии и т.п.Cвозникновение интернет-технологий возникли новые форматы обучения такие как:e-learning, комбинированные формы обучения, когда очные лекции дополняются видеоконференциями, вебинарами, различными практическими заданиями с использованием обучающих виртуальных сред (managinglearningspaces: Drupal, Moodle, Lotus.Часто на занятиях используются блоги, вики, социальные сети. Интересным представляется опыт создания виртуальных классов, своеобразного коммуникативного-педагогического пространства.

информационные технологии в настоящее время 

Очевидно, что информационные технологии в настоящее время широко используются как в традиционной модели образования, так и в набирающей популярность   новой модели — дистанционного обучения (e-learning).  В данном контексте под термином дистанционное образование  понимается  целая индустрия образовательных услуг, с огромным числом обучающихся, количеством образовательных учреждений, размерами и сложностью инфраструктуры и т.д.

На сегодняшний день технология e-learning позволяет решать такие важные проблемы как доступность образования, образование на протяжении всей жизни, а кроме того его качество, которое можно существенно улучшить, используя современные технические средства. В мире данному сегменту уделяется самое пристальное внимание. В то же время в России термин понимается очень узко, в основном как дистанционное обучение

В дистанционном образовании   применяются как синхронные так и диахронные модели педагогической деятельности. В ряде случаев, процесс обучения осуществляется только посредством дистанционной   модели; где-то дистанционное обучение используется частично для повышения эффективности традиционной системы.

Что касается международной ситуации в контексте дистанционного образования, то можно говорить о том, что она: нередко позволяет получить доступ к лучшим мировым образовательным ресурсам;существенно увеличивает возможности традиционного образования за счет формирования образовательной информационной среды;  снижает стоимость обучения за счет широкой доступности лучших образовательных ресурсов;позволяет формировать уникальные образовательные программы за счет комбинирования курсов, предоставляемых образовательными учреждениями, в том числе,  университетами разных стран;имеет большое социальное значение, так как позволяет удовлетворить в полной мере образовательные потребности населения.

В настоящий момент дистанционное образование функционирует в различных формах:

Подразделения дистанционного образования в традиционных университетах

В большом количестве дистанционных университетов в настоящее время развиваются подразделения дистанционного образования. Данные подразделения выполняют функцию разработки дистанционных курсов в рамках традиционных программ для филиалов. Как недостаток данной формы можно выделить предвзятое и нередко сомнительное отношение к качеству дистанционного образования и его эффективности.

 

Дистанционные и открытые университеты

Функционирование данной модели дистанционного образования происходит с опорой на модель заочного образования, c учетом тех модернизационных изменений, вызванных использованием современных ИКТ в учебном процессе. Наряду с традиционными печатными материалами в учебном процессе все больше используются аудио и видеоматериалы, Интернет.

 Консорциумы университетов представляют собой новую институциональную модель университетского образования, которая сегодня развивается наиболее активно. Консорциум университетов это, как правило, коммерческое предприятие, оказывающее услуги по предоставлению учебных курсов, разработанных входящими в консорциум традиционными университетами для дистанционного обучения на базе разнообразных образовательных технологий. Наиболее важно то, что консорциум университетов дает возможность дистанционно получить степени и сертификаты тех университетов, которые в него входят.

Виртуальные университеты

Виртуальный университет представляет собой институт, обучение в котором осуществляется только посредством дистанционных курсов. Данная модель еще полностью не реализована, отчасти из-за ряда существенных сложностей:проблема аккредитации  виртуального университетаи сложная структурная специфика.

В зависимости от доминирующих в обучении технологий, а также от общего подхода к обучению, можно выделить несколько различных моделей дистанционного обучения. Рассматривая различные варианты организации деятельности зарубежных образовательных учреждений, использующих дистанционные технологии, авторы выделяют следующие модели дистанционного образования:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *