Эффективная презентация

Не секрет, что эффективность проведения презентации зависит от множества факторов:

  • четкая формулировка целей;
  • знания аудитории;
  • эффективного начала; структурированной основной части;
  • плавных переходов, подкрепленных яркими примерами;
  • хорошо резюмированного заключения;
  • хорошего наглядного материала;
  • внешнего вида презентующего (его вербальных и невербальных характеристик) и т.д.

В любой презентации есть три ключевых компонента, вокруг которых, собственно, и происходит действие: это сам презентующий, контент и аудитория. К числу самых распространенных причин презентационных неудач относят: недостаток подготовки, незнание аудитории и собственно неумение управлять ходом презентации.

Совершенно очевидно, что всеми этими навыками редко кто владеет с рождения – в основном они все обретаются с опытом.

Попробуем разобрать составляющую каждого пункта.

Подготовка презентации включает в себя  продумывание логистической стороны процесса (количество и уровень образования участников (целевой портрет аудитории), степень их компетентности в вопросе; время, необходимое для изложения материала; место (каким образом рассадить участников для получения максимального эффекта), какое оборудования для изложения материала данного формата лучше подобрать (компьютер, проектор, флипчарт, доска и т.д.) Также в этом ключе очень важно уделить внимание самоподготовке – репетиции доклада, снятию волнения и стресса.

Особую роль при подготовке и проведении презентации следует уделять планированию изложения контента, а также способам управления вниманием аудитории. Для этого, как правило, многие презентующие заранее оговаривают формат общения («сначала мой доклад – а затем вопросы»), продумывают примеры, использование наглядных материалов, способы переключения внимания. Очевидно, что позитивное впечатление от презентации кроме всего вышеперечисленного оставят также:

  • окончание на высокой позитивной ноте;
  • яркие примеры;
  • вербальный и невербальный контакт с аудиторией;
  • компетентные ответы на вопросы;
  • ваши внимательные и уважительные ответы на вопросы аудитории;
  • благодарность аудитории за внимание

Впечатление от презентации складывается из совокупности факторов. В первую очередь, это сам презентующий – его голос (темп, тембр, интонация), внешний вид, осанка и психологическое состояние при контакте с аудиторией. Особенно важен «контакт глаз» со слушателями. Для удержания внимания рекомендуется менять время от времени интонацию и темп речи. Выделять наиболее важные моменты логическим ударением. Жесты в идеале должны сочетаться со словами и усиливать их воздействие. Есть некоторое количество жестов, портящее общее впечатление при официальном общении:

  • руки в карманах;
  • руки в замок за спиной;
  • поправление прически;
  • «заламывание рук» и т.п.

В деловом этикете считается недопустимым  следующие элементы внешнего вида презентующего: неопрятная, стоптанная обувь, немытые волосы, белые носки, короткие штаны (для мужчин). Слишком яркая косметика и распущенные волосы для женщин.

Саму презентацию можно построить в разных форматах:

  • эмпирический (Кто? Что? Где? Когда? Как? Почему? Что в итоге?)
  • теоретический (анализ проблемы, цель, задачи, предложения по ее решению, результаты, выводы)
  • диалектический (тезис-антитезис-синтез)
  • нарративный (многочисленные примеры, основная идея)

Наглядные средства должны соответствовать следующим критериям: читаемость,  эргономичность, адекватность и простота. Оптимальное количество информации, которая воспринимается – это 6 строчек по 6 слов.

Важным компонентом в презентации является такая ее часть как вопросы. Вопросы можете задавать Вы, как лектор, с целью выявления уровня понимания материала. Вопросы так же обычно задают слушатели после окончания Вашей презентации.

Лучше планировать вопросы заранее, оставляя на них некоторое время в конце. Рекомендуется распределять вопросы равномерно по аудитории.

Отвечая же на вопросы аудитории необходимо учесть, что при ответе необходимо обращаться ко всей аудитории, всегда стараться связывать ответ на вопрос и главную идею презентации. Не рекомендуется отвечать на вопрос слишком долго. Максимальное время – минута.

Таким образом, эффективность презентации зависит от того, каким образом:

  • рассадить аудиторию;
  • насколько адекватно и четко сформулированы цели;
  • насколько разнообразна репрезентативная техника;
  • налажен зрительный контакт;
  • адекватно используются вербальные и невербальные коммуникативные параметры;
  • поддерживается контакт с аудиторией;

насколько хорошо презентующий ответил на вопросы

Дж Гитомер в своей книге «Найти свой путь» говоря об эффективной работе с аудиторией дает следующие рекомендации:

  1. Помните, что в первую очередь аудитория «покупает» вас.
  2. Выступление – своего рода шоу – бизнес. Необходимо создавать радостный настрой.
  3. Аудиторией нужно управлять с помощью самообладания и открытости.
  4. Сначала установите контакт с аудиторией, а лишь затем начинайте говорить.
  5. Заставьте аудиторию смеяться, но постарайтесь обойтись без глупых шуток
  6. Хороший внешний вид – плюс пять очков в вашу пользу
  7. Не возбраняется использовать раздаточный материал.
  8. Желательно иметь в своем арсенале парочку наглядных историй, иллюстрирующих материал.
  9. Имейте как минимум три новые идеи, которые непосредственно касаются слушателей.
  10. Не мотивируйте аудиторию, а вдохновляйте

МОЖНО

использовать бумажку

— использовать слайды

-быть взволнованным

НЕЛЬЗЯ

быть неподготовленным

— льстить аудитории

— разглагольстовать о самом себе

— рассказывать истории, не относящиеся к теме выступления

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *