Межкультурная дифференциация с точки зрения семиотического подхода

Межкультурная дифференциация. Общеизвестно, что культура представляет собой систему знаков, посредством которых осуществляется хранение и  ретрансляция социальной информации. Согласно структуралистской концепции, «осью культуры» является естественный язык. Он же, по мнению Ю.М. Лотмана, является первичной моделирующей системой. Все остальные явления культуры, согласно данной концепции – вторичные системы, которые строятся по образцу естественного языка.  В первую очередь их функция – это упорядочение и хранение информации. Естественно, эти два типа систем взаимосвязаны и взаимодетерминируемы. Культура, по мнению Лотмана, занимается структурированием окружающего мира. Исходя из этого, сущности с однородной структурой имеют тенденцию к объединению, с разными структурами, напротив, тенденцию  к разъединению. Классификация культур, таким образом,  основывается исходя из положения о первичных и вторичных системах, сравнению их вторичных систем, осмыслению пространства и времени, использованию семиозиса в своем функционировании. Согласно концепции Ю. Лотмана, все культуры дифференцируются,  на культуры, сконцентрированные на истоках и культуры, сконцентрированные на конечных целях.

Например, если рассматривать такую опцию как отношение ко времени, то некоторые (восточные) культуры пытаются осмыслить категорию времени в циркулярных терминах («мифическое время»), а западные видят время как категорию линейную («историческое время»). Так же, в этой связи  существенна категория «географического пространства». Различные культуры неодинаково размещают себя в пространстве, разграничивая «свое» и «чужое», что полноправно  находит проявление во вторичных моделирующих системах. Одни «материковые типы культур» легко интегрируют новую информацию, другие «островные», напротив, нет.

Как правило, одну из доминирующих типологических характеристик культуры составляет отношение к знакам и знаковости. В соответствии с этим культуры делятся на культуры, направленные на «выражение» и культуры, направленные на «содержание». В культурах, направленных на выражение доминантой является правильное обозначение (номинация). Весь мир предстает как некий «текст», состоящий из знаков разного порядка.  Что касается культур, направленных на содержание, то в них преобладает известная свобода как в выборе содержания, так и в связи с его выражением. Культуры, направленные на выражение – есть совокупность текстов, а направленные на содержание – система правил. Культура, преимущественно направленная на содержание, всегда мыслит себя как начало активное, которое должно распространяться, а некультуру рассматривает как потенциальную сферу своего распространения. Культуры, направленные на выражение, стремятся к ограничению в своих пределах, замыкаются в себе. Некультура воспринимается здесь как  культура с противоположным знаком и не может быть интерпретирована  как область потенциального распространения.

Семиотический шум

В отличие от естественного языка, коды вторичных моделирующих систем различны. «Семиотический шум», возникающий в результате несовпадения интерпретаций и различной прагматики может блокировать канал коммуникации или создать ему помехи. Коммуникация всегда есть акт перевода: адресат интерпретирует посланное сообщение сквозь призму лишь частично разделяемого с ним кода. Факт частичной коммуникации в лоне культуры стимулирует образование растущего числа новых кодов. Фактор размножения кодов есть, таким образом, толчок к динамизму культуры. Динамизм семиотических компонентов культуры связан с динамизмом социальной жизни человеческого общества.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *