Критерии дифференциации культур Тромпернаарса, Парсонса и др.

В модели Клакхона – Стродберга представлено 6 критериев оценки культур:

  1. Отношение к окружению (этот критерий может быть рассмотрен с 3 позиций: «подчинение окружению», «гармония с ним» или «попытка доминировать»).
  2. Отношение ко времени (время неодинаково воспринимается в разных культурах, данный факт отмечен практически в каждой из классификаций. Как правило, все исследователи по сути делят время на «линейное» и «цикличное»).
  3. Природа человека (в зависимости от восприятия природы человека в каждой из культур преимущественно используется автократический  или доверительный подход).
  4. Ориентация деятельности. (В разных культурах деятельность может быть ориентирована на действие, собственно бытие и результат (контроль)). Для жителей США характерно направленность на действие. Они много работают в надежде на карьерный рост и финансовое благосостояние. Латиноамериканцы по своему мироощущению ориентированы на бытие. Французы, англичане, немцы ориентированы на контроль, рационализм, логику жизни.
  5. Направленность ответственности (существуют культуры, где доминирует «индивидуальная» ответственность (США) и культуры, где доминирует «коллективная» ответственность (Китай)).
  6. Концепция пространства (культуры, с «открытыми» и «закрытыми» офисными пространствами.

Т.Парсонз  выделил 5 факторов, определяющих коммуникативную компетентность с представителями других культур:

  1. эмоциональность – нейтральность (дихотомия между эмоциональной и рациональной доминантами);
  2. интересы личности – интересы коллектива;
  3. универсализм – партикуляризм (дихотомия общих и индивидуальных стандартов)
  4. специфичность – диффузорность;
  5. авторитетность – результативность (дихотомия статуса и собственно результативности личности).

В типологии Ч. Хэмпдена – Тернера и Ф. Тромпенаарс  рассматривается несколько  культурных пространств: США, Западная Европа, Азия, Латинская Америка, Ближний Восток) с точки зрения отношений к таким параметрам как: окружающая среда (контроль – гармония), время (фиксированное время – текучее время), действие (деятельность – существование), коммуникация (низкоконтестная – высококонтекстная; прямая – непрямая; эмоциональная – действенная; неформальная — формальная), пространство (личное – публичное), власть (равноправие – иерархия), индивидуализм (индивидуализм – коллективизм), структура (гибкость – порядок), мышление (индуктивное – дедуктивное; линейное – системное). С точки зрения вышеперечисленных дихотомий, аспект «деятельности» присущ например, в большинстве своем США и западноевропейским государствам, а аспект «существования» наиболее полно отражен в культуре Латинской Америки. В Северной Америке время «фиксировано», в то время как на Ближнем Востоке его воспринимают как величину «текучую» и тд.

С точки зрения методологии нейро-лингвистического программирования, существует понятие предпочитаемого стиля мышления, то есть стиля переработки информации. Исходя из данной концепции существует три основных стиля репрезентации мира не только в сознании отдельного индивида, но и в рамках целых культурных пластов: визуальный ( восприятие мира в картинках, зрительных образах), аудиальный ( звуковая доминанта), кинестетический ( доминанта эмоций и ощущений). Можно предположить, что это напрямую связано с языком и когнитивными схемами конкретной социокультурной реальности. Например, в США так или иначе преобладает визуальный стиль (50 % населения воспринимают мир глазами), во Франции господствует аудиальная система репрезентации информации, Великобритания представляет собой нечто среднее с преобладанием визуальной доминанты, а страны Востока (особенно арабский мир), Индия, Юго-Восточная Азия  имеют однозначную кинестетическую доминанту.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *