Когнитивный диссонанс

Явление когнитивного диссонанса, обнаруженное и эмпирически обоснованное Леоном Фестингером в 50-х годах прошлого столетия, лежит в основе многих личностных профессиональных проблем: мотивации, принятия решений, общения, потери и сохранения индивидуальности в группе, самоанализа и самооценки субъекта.  В процессе профессиональной деятельности неизбежно возникает внутренний конфликт, связанный с противоречиями в целях личных и профессиональных, несоответствием ожиданий и результата и др. Фестингер Л. объяснил это явление через исследование того, каким образом человек оценивает сам себя в условиях отсутствия объективного(социального) стандарта.

По Фестингеру когнитивные элементы познания человека могут быть взаимосвязаны и не взаимосвязаны, быть постоянными или находиться в противоречии (дистантными), тогда может иметь место когнитивный диссонанс, порождая в субъекте желание уменьшить или устранить диссонанс. Степень когнитивного диссонанса определяется важностью элементов, состоящих в противоречии.  Диссонанс вызывает у индивида чувство психологического дискомфорта, которое необходимо идентифицировать, исследовать и устранять, а не привыкать жить в нем.  Это явление позволяет нам понять, что что-то не так, диссонанс становится слабым сигналом появления возможных серьезных проблем.

Есть два способа избавиться от диссонанса за счет увеличения числа и значимости согласованных элементов, второй способ изменить диссонансный элемент.

Когнитивный диссонанс- это явление психологического дискомфорта, связанное с внутренним несоответствием элементов, Фестингер Л. сравнивает его  с голодом, фрустрацией или неравновесием.

В ходе исследований показано, что возникновение диссонанса мотивирует субъекта к его уменьшению и вызывает стремление активно избегать ситуации и информации, которые могут вести к его возрастанию.

В ходе целенаправленной деятельности часто возникает диссонанс, например, в ситуациях, когда:

— субъекты совершают поступки, которые не соответствуют их мыслям, которые противоречат убеждениям, входящим в их систему ценностей;

— диссонанс со знанием, мнением или представлением

человека относительно собственного поведения;

—  мы принимаем решения, которые противоречат нашим целям;

— приходится выстраивать коммуникацию с людьми, чьи взгляды мы не разделяем

— человек становится очевидцем непредсказуемых событий – планируемая важная встреча под угрозой срыва из-за непредвиденного обстоятельства;

— когда ему становится известна какая-либо новая информация, которая может изменить систему знаний- человек, совершенно уверенный в неэффективности профессиональных блогов в согласовании вопросов, случайно наталкивается на статью с убедительным описанием ее преимуществ и сталкивается с неизбежным применением этого средства, как единственного в некоторой ситуации.

В любой из перечисленных ситуаций, в системе знаний индивида пусть на короткое мгновение, но возникнет диссонанс. Основную проблему составляет не сиюминутное проявление диссонанса, а когда он становится устойчивым.

Когнитивные элементы – это факторы определяющие индивидуальную картину действительности субъекта.  Эта реальность может быть

физической, социальной или психологической, но в любом случае знание более или менее точно отображает ее.

Другими словами, элементы знания соответствуют по большей части тому, что человек фактически делает или чувствует, и тому, что реально существует в его окружении. В случае мнений, убеждений и ценностей реальность может состоять в том, что думают или делают другие.

Основные положения когнитивного диссонанса:

  1. Если два когнитивных элемента релевантны по отношению друг к другу, то характер отношения между ними является либо диссонантным, либо консонантным.

 Определение: два элемента, взятые по отдельности, находятся в диссонантном отношении, если отрицание одного элемента следует из другого. Можно сказать, что X и Y находятся в диссонантном отношении, если не X следует из Y.

 

  1. Степень диссонанса (или консонанса) увеличивается вместе с увеличением важности или значения, входящих в данную когнитивную систему элементов.
  2. Степень диссонанса, существующего между двумя системами когнитивных элементов, напрямую зависит от взвешенной пропорции тех релевантных отношений между двумя системами, которые являются диссонантными. Термин взвешенная пропорция используется здесь потому, что каждое релевантное отношение было бы оценено в зависимости от важности элементов, включенных в данное отношение. Степень возникающего диссонанса — очень важная переменная при определении интенсивности стремления к уменьшению диссонанса.

Ключевыми процессами профессиональной деятельности, в которых возникает диссонанс:

— принятие решений

—  после принятия решения

—  ролевые отношения в профессиональных группах;

—  выполнение указаний после вынужденного согласия.

Принятие решений и после

Во время принятия решений по схеме выбора из ряда альтернатив, ни одна из альтернатив не может быть абсолютно хороша, иначе ситуации выбора не было. Как правило,  есть ряд критериев по которым одна альтернатива хороша, однако по другим – другая альтернатива может быть признана хорошей.  В ходе этого  важно  пользоваться схемными методами для сравнения и полностью принимать свой выбор, даже если в последствии он окажется неудачным.

Рост диссонанса при принятии и решений:

  1. Величина диссонанса, возникающего после принятия решения, возрастает с увеличением важности решения и в случае относительной привлекательности отклоненных альтернатив.

 

  1. Величина диссонанса, возникающего после принятия решения, уменьшается с увеличением числа когнитивных элементов, соответствующих тождественным характеристикам выбранных и отклоненных альтернатив.

 

Следствием сомнений и объективной невозможности сделать рациональный выбор является диссонанс, возникающий после принятого решения, так как несоответствие результатов ожиданиям заставляет возвращаться к невыбранным альтернативам.

 

В частности,  Л. Фестингер  рассматривает  основные способы, с помощью которых диссонанс, возникающий после принятия решения, может быть уменьшен:

1) изменение или аннулирование решения – психологический прием, который состоит в убеждении себя и других в том, что все сделали все от них зависящее при принятии решения или используя другие приемы.

2) изменение привлекательности имеющихся альтернатив – как наиболее прямой и распространенный способ уменьшения диссонанса. Диссонанс в основном возникает из-за существования когнитивных элементов, заключающих позитивные элементы отвергнутой альтернативы и  негативные – выбранной.  Соответственно устранение некоторых элементов  в когнитивной картине альтернатив или фиксация позитивных – позволяет избавиться от диссонанса.

3) установление совпадения когнитивных элементов альтернатив.

Феномен вынужденного согласия

В этом случае несоответствие вызвано противоречиями с собственными убеждениями, например, публичные заявления не имеют ничего общего с истинными воззрениями.  Основные причины по Фестингеру Л.  состоят в том, что внешнее изменение поведения, не сопровождающееся соответствующими изменениями во внутренней системе взглядов индивида, происходит при наличии следующих условий.

  1. Вынужденное согласие возникает в ситуации, когда в качестве средств принуждения используется угроза наказания за неподчинение; при этом индивид, на которого направлена эта угроза, не имеет достаточных возможностей исключить себя из данной ситуации. В таких обстоятельствах индивид сталкивается с необходимостью выбора между двумя альтернативами: либо проявить уступчивость, либо подвергнуться наказанию. Если угроза наказания воспринимается как более сильная, чем возможность любой формы сопротивления, то индивид приходит к заключению, что ему следует продемонстрировать подчинение, и поэтому он внешне изменяет свое поведение. При отсутствии воздействия дополнительных факторов индивид имеет возможность продолжать придерживаться той же самой системы взглядов, что и прежде.
  2. Вынужденное согласие вызывается и обещанием награды за требуемое поведение. Если награда является достаточно привлекательной для преодоления собственного сопротивления, индивид может продемонстрировать подчинение, с тем чтобы получить ее. При этом внутренняя система взглядов индивида остается неизменной и, следовательно, будет противоречить внешним формам поведения.

Рост диссонанса в таких случая связана с :

  1. Величина диссонанса, являющегося результатом попытки добиться принудительного согласия, достигает наибольшей величины, если обещанная награда или угроза наказания настолько значительна, что может спровоцировать поведение, не соответствующее убеждениям человека.
  2. Если принудительное согласие проявляется в действиях субъекта, величина диссонанса снижается в зависимости оттого, насколько увеличивается желание получить награду или возрастает угроза наказания.
  3. Если принудительное согласие не проявляется в действиях субъекта, рост величины диссонанса зависит от увеличения угрозы наказания или желания получить награду.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *