Когнитивные искажения

Как правило, большинство вполне здоровых людей склонны к когнитивным ошибкам, искажающим объективное восприятие реальности и во многом мешающим эффективному мышлению и, как следствие, саморазвитию. Более того, мы даже не осознаем наличие данные искажений и их роль в нашем восприятии реальности. Как правило, данные искажения участвуют в обработке информации и мешают логично мыслить. Ниже приведены примеры наиболее распространенных когнитивных искажений.

Виды когнитивных искажений

  • Модальные операторы обобщения из одной или нескольких жизненных ситуаций выводится некое общее правило, которое принимает некий абсолютный характер и экстраполируется на все дальнейшие жизненные события. «Все мужчины одинаковы», «Все женщины любят деньги», «Из меня никогда ничего путного не выйдет».
  • Произвольное умозаключение. В данном случае человеку свойственно делать необоснованные выводы, которые, как правило, оказываются далеки от реальности.

Женщина, которая много времени уделяет семье вдруг приходит к выводу:«Я ужасная мать и жена».

  • Модальные операторы необходимости, долженствования : как правило данное когнитивное искажение выражено в том, что у человека наличествует четкая идея о том, каким он должен быть «Я должен быть лучшим всегда», «Я должен во всем добиваться успеха».
  • Дихотомическое мышление (черно-белое, категоричное восприятие реальности). Склонность личности мыслить поляризированно, часто впадая в крайности. «Или мы выйграем – или проиграем. Третьего не дано». «Или сейчас или уже никогда».
  • Персонализация (принятие ответственности за поведение других на свой счет). Переоценка степени влияния событий. Если с Вами не совсем доброжелательно или вскользь поздоровался кто-то из начальства, Вы можете начать думать, что чем-то вызвали его недовольство, хотя в действительности его настроение не имеет к Вам никакого отношения.
  • Субъективная аргументация – «мне многое удается в профессиональной и личной сферах, но я все равно продолжаю чувствовать себя неудачником».
  • Туннельное зрение – тенденция воспринимать реальность через узкий «тоннель». Как правило, воспринимается только то, что соответствует настроению человека.
  • Навешивание ярлыков – в данном случае имеет место пристрастное отношение к личности или процессу. Наделение себя или окружающих некоторыми характеристиками без учета фактов и объективных показателей. Очень часто в навешиванием ярлыков можно столкнуться в процессе обучения в средней школе.

Если учитель на основании ряда фактов делает вывод, что ребенок «хулиган» или «драчун», то во всех ситуациях, попадающих под данный контекст будет, в первую очередь, обвинен данный ребенок.

  • Когнитивный сдвиг – в данном случае возникает так называемая когнитивная блокада, при которой отсекается большая часть позитивной информации, в то время как негативная информация воспринимается в полной мере.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *