Деловой этикет и его значение в коммуникации

 

Слово «этикет» заимствовано из французского языка и имеет два значения:

1.      ярлык, этикетка, надпись;

2.      церемониал.

Деловой этикет представляет собой некий порядок или церемониал поведения в контексте делового общения. Деловой этикет основан на воинском этикете и отличается от светского этикета в соблюдении четкой субординации и дистанций общения.

В монографии Г.Е. Крейдлина «Невербальная семиотика» выделяются и описываются наиболее крупные разделы науки о невербальном знаковом поведении человека – невербальной семиотики. Можно расписать каждую из составляющих относительно бизнес — этикета:

  1. Паралингвистический этикет

    (закономерности и правила, описывающие паралингвистические характеристики речи, – семиотическое употребление отдельных звуков, использование отдельных типов речи, голосов, тембров, звучаний, интонаций).

В деловом общении  существуют определенные паралингвистические нормы поведения и правила «приличия», которым необходимо следовать в большинстве устных речевых коммуникаций. Например, выступая с публичной речью, неправильно произносить ее тихим, запинающимся голосом.

  1. Кинетический этикет

    (описывает и регулирует жестовое поведение, то есть этикетное использование жестов, поз, знаковых телодвижений, мимики и комплексных жестовых форм – манер поведения). Кинетический этикет можно разделить на несколько самостоятельных подвидов в соответствие со  знаками, доминирующими в его правилах, – жестовый этикет, мимический этикет,  этикет позы  и т.д.  Этикетные правила здесь могут быть двоякого рода – так сказать, внутривидовые и межвидовые. Например, в одной и той же этикетной ситуации один и тот же человек может исполнить должный и приличествующий данной ситуации жест в сопровождении недопустимой мимики: так, если партнеры по бизнесу здороваются за руку, то есть исполняют жест правильный с точки зрения правил жестового этикета с выражением лиц, на которых написано отвращение, т.е. отчетливо видна мимика, недопустимая с точки зрения мимического этикета, то они  совершает неэтичный, а стало быть неэтикетный поступок.

  2. Визуальный (глазной) этикет

    описывает и регулирует глазное коммуникативное этикетное поведение человека. Например, положительная коннотация, всегда сопровождающая комплимент или поздравление, зачеркивается или приобретает саркастический оттенок, если эти речевые акты сопровождаются оскорбляющим, унижающим или злым взглядом.

  3. Аудиальный этикет 

    Эта разновидность этикета описывает и регулирует аудиальное поведение людей. В него входят внутри и межвидовые правила слушания и восприятия на слух речи. Например, правила, запрещающее слушать выступление оратора стоя к нему спиной, выслушивать довольно-таки длинное речевое произведение, не проявляя никаких сигналов восприятия, или, «правило невнимания», запрещающее  слушать собеседника и при этом постоянно крутить головой по сторонам и оглядываться вокруг.

  4. Тактильный этикет

    описывает и регулирует поведение, связанное с касаниями и прикосновениями. Вопросы, связанные с тактильным диалогическим поведением, достаточно щепетильные в любой ситуации, особенно в деловой среде. Касаясь, мы проникаем в интимную физическую зону человека, то есть туда, куда допускаются только самые близкие люди. Однако стоит учитывать разные культорологические особенности. В Америке, например, женщины здороваются рукопожатием, как мужчины, в России же, до недавнего времени это было не принято.

  5. Гастрономический (застольный) этикет

    (описывает и регулирует правила приема пищи, сервировки стола, выбор и подачи блюд). Нередко деловые встречи проходят в ресторанах, например. Пожалуй, именно этот вид этикета является максимально подробно описанным и продуманным до мелочей, начиная от примерного меню и сервировки стола до плана рассаживания гостей и правил пользования чайной ложкой.  Правила поведения за столом столь многочисленны, что часто вызывают затруднения даже у человека с прекрасными манерами.

  6. Этикет запахов

    описывает и регулирует использование и влияние запахов и ароматов. Известно, что в правилах этикета рассказывается об использовании духов и  гигиенических средств, предотвращающих появление неприятных запахов или, наоборот, придающих телу приятный запах. На деловой встрече абсолютно неуместно злоупотребление резкими запахами.

  7. Проксемный этикет

    Правила проксемного невербального этикета описывают то, как в разных ситуациях должно быть организовано само коммуникативное пространство, в пределах которого проходит общение людей. Традиционно, людям с более высоким социальным статусом полагается большее пространство, чем людям с более низким статусом.

  8. Временной этикет

    описывает и регулирует время коммуникации. Правила этикета регулируют многие особенности временного аспекта этикетного общения: в какое время прилично звонить не очень знакомым  людям, за сколько дней прилично отказаться от приглашения, насколько допустимо опаздывать на встречу, какое время должна продолжаться презентация и т.д..

    10. Системологический этикет

описывает и регулирует влияние и соотношения между объектами и человеком в процессе                    коммуникации. К правилам, составляющим системологический этикет, следует отнести                        правила выбора одежды и   правила, касающиеся внешнего вида человека (так называемый               dress code и face control), правила выбора подарков на разные случаи, этикетные правила,                     регламентирующие влияние окружающей обстановки на процесс коммуникации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *