Виды делового этикета

Деловой этикет действует в сфере делового общения (то есть  во время встреч, переговоров, при посещении учреждения или организации, а также регулирует отношения между всеми членами коллектива).

Классификация

Говоря о ритуализированности и формальных сторонах, мы будем понимать степень формальности и строгость соблюдения определенных поведенческих норм, а также то, чем чревато нарушение этих норм.   В соответствии с этими параметрами  можно выделить:

  1. сильноритуализованные виды этикета;
  2. среднеритуализованные  виды этикета;
  3. слаборитуализованные виды этикета.

Очевидно что в сильноритуализованных   видах модель коммуникации носит очень формализованных характер без допущения какой-либо вариативности. Ситуации общения представляют собой ритуал и носят характер церемонии с четким распределением функции и ролей, а нарушение этих алгоритмов может быть чревато ухудшением отношений, испорченной репутацией и тд.  К сильноритуализованным видам этикета можно отнести ритуальный, дипломатический, религиозный, военный этикет.

В среднеритуализованных видах этикета использование правил тоже важно, однако присутствует некая вариативность в форме их соблюдения. При нарушении неких алгоритмов поведения последствия могут быть не столь страшны как в сильноритуализированных моделях. Деловой этикет можно отнести к данному формату — деловые приемы и обеды, переговоры, прием иностранных партнеров.

Для слаборитуализованные видов этикетного общения характерна наименьшая формальность и широкая вариативность. Нормы здесь присутствуют, но отклонение от них не вызывает столь страшных нареканий и воспринимается как вариант нормы. Коммуникативную доминанту здесь как правило играет контекст: личные отношения между участниками, цели и характер мероприятия.

Следует отметить, что данная классификация отчасти носит условный характер и детерминируется, как уже было сказано выше – контекстом. Не всегда четко можно разделить виды этикета, многие ситуации носят пограничный характер.

Национальный этикет

Конечно, следует учитывать такой фактор как национальная ментальность и ее отпечаток в поведении представителей той или иной культуры. Разумеется, для каждой культуры характерна свои особенности национального этикета, однако из-за стирания границ, некой тенденции к унификации есть тяготения к конвергенционности. Совершенно очевидно, что существует японский, русский, французский, болгарский и т.д. этикет. Тем не менее, некоторые страны имеют несколько похожие этикетные коды обусловленные  особенностями исторического развития (заимствовали этикет друг у друга), либо общекультурными кодами (мусульманские или западноевропейские страны) либо из-за географического соседства. Этикетные форматы  таких стран можно по ряду параметров  объединить в более крупные единицы,  и говорить таким образом об европейском этикете (часто сюда включается североамериканский), восточном, латиноамериканском и т.д. Из-за стирания границ, появления сетевей коммуникации, различных тенденций унификационного характера, можно говорить о том, что  когда- нибудь сформируется общий деловой этикет для большинства культур, не задевающий никого из международных представителей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *