Теория множественного интеллекта Х. Гарднера

Виды интеллекта

1. ВЕРБАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ – способность к порождению речи, включающая механизмы, ответственные за фонетическую (звуки речи), синтаксическую (грамматику), семантическую (смысл) и прагматическую

составляющие речи (использование речи в различных

ситуациях).

2. МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ – способность к порождению, передаче и пониманию смыслов, связанных со звуками, включая механизмы, ответственные за восприятие высоты, ритма и тембра (качественных харак-

теристик) звука.

3. ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ИНТЕЛЛЕКТ – способность использовать и оценивать соотношения между действиями или объектами, когда они фактически не присутствуют, то есть к абстрактному мышлению.

4. ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ – способность воспринимать зрительную и пространственную информацию, модифицировать ее и воссоздавать зрительные образы без обращения к исходным стимулам. Включает способность конструировать образы в трех измерениях, а также мысленно перемещать и вращать эти образы.

5. ТЕЛЕСНО-КИНЕСТЕТИЧЕСКИЙ ИНТЕЛЛЕКТ – способность

использовать все части тела при решении задач или

создании продуктов; включает контроль над грубыми

и тонкими моторными движениями и способность манипулировать внешними объектами.

6. ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ – способность распознавать свои собственные чувства, намерения и мотивы.

7. МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ – способность распознавать и проводить различия между чувствами, взглядами и намерениями других людей.

8. ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

9. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

Гарднер отмечает, что способности взрослых представителей различных культур представляют собой различные комбинации тех или иных видов интеллекта. Хотя все нормальные индивидуумы, в той или иной степени, способны проявлять все разновидности интеллекта, каждый индивидуум характеризуется уникальным сочетанием более и менее развитых интеллектуальных способностей, чем и объясняются индивидуальные различия между людьми. По мнению Галактионовой, эффективность дидактической модели, созданной на основе теории множественного интеллекта, зависит от культурно-семиотической вариативности. Мы же, в свою очередь, можем предположить, что логико-математический интеллект будет доминировать как составляющая западного рационалистического подхода к обработке информации (индивидуалистские типы культур);личностный и экзистенциальный виды интеллекта будут доминирующими контексте работы с информацией у представителей культур коллективистского типа и т. д.

 

Читайте материал по теме: Как помочь коллеге развить эмоциональный интеллект

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *