Специфика воспитания детей в разных культурах

Очевидно, что тенденции воспитания тоже будет напрямую зависеть от национальных культурных моделей.

В культурах индивидуалистского формата учат не посягать на права,частную жизнь и пространство личности с детства. Это напрямую отражено в стратегиях воспитания. Например, сын автора настоящей работы с 5 лет обучался в государственной школе в Великобритании. Там коммуникативная стратегия взаимодействия между учениками строилась следующим образом: по возможности избегать тактильных контактов ( когда дети играют – они не должны касаться друг-друга; если кто –то играет определенной игрушкой, ни в коем случае нельзя вмешиваться в это т процесс без разрешения, отнимать ее, провоцировать конфликт и т.п.). Если же конфликт возник, то ни в коем случае нельзя разрешать его самостоятельно – нужно обязательно поручить это вышестоящему ответственному лицу. По приезде в Россию сын столкнулся с совершенно противоположной моделью поведения в школе: тактильные контакты, причем часто агрессивного характера были в порядке вещей, многие конфликтные ситуации разрешались детьми самостоятельно. Интересно, что в Великобритании, встречи учителей с родителями проходили только в индивидуальном формате, формат «родительских собраний» как коллективной формы коммуникации отсутствовал. Это обуславливалось приватностью информации.

Таким образом, на данном примере мы можем наблюдать разницу в моделях поведения, обусловленную ценностными и культурными параметрами. Культура Великобритании – индивидуалисткая, в ней с детства прививается формальная вежливость, уважение к правам и неприкосновенности личности и т.д. Хочется отметить, что автор отмечает лишь формальный характер вышеизложенных опций.

В России культура до недавнего времени более тяготела к коллективисткому формату, когда личность являлась частью и собственно продуктом коллективного воздействия и взаимодействия.

 Этнологи выделяют два базовых стиля воспитания – японский и британский, что в принципе с определенными оговорками может быть соотнесено с индивидуалисткими и коллективисткими культурными форматами). Например, в индивидуалистких культурах личность должна иметь навыки перформативности (умения себя презентовать, подчеркивать собственную индивидуальность, иметь собственную, оригинальную точку зрения на многие вопросы). В коллективистких культурах, напротив, в детях воспитывается послушание, уважение к авторитетам, неконфликтность, склонность к рефлексии и т.п. Например, в Германии и Великобритании детям сразу дают понять, что у каждого человека есть свои желания, интересы, мнения и пространство. Авторитарность и подавление в воспитании отсутствуют, но есть некие традиционные маркеры регуляции поведения в социуме и семье. Игры направлены на развитие самостоятельности и навыка принимать решения.

В индивидуалистских культурах отсутствует тесная связь поколений. Автор называет это «институтом бабушек» — бабушки и дедушки не занимаются настолько тесно воспитанием внуков. Дети рано начинают жить самостоятельно, отделяясь от родителей. В Великобритании и Германии, например, это выражено ярко, во Франции – слабее.

В США детей в семьях уважают, но требуют в ответ взаимного уважения. Акцент делается на воспитании толерантности, но при этом умении отстаивать свою точку зрения, стремлении к лидерству.

Коллективистские культуры

В коллективистких культурах ребенок существует в режиме «расширенной семьи». Связи между родственниками здесь более тесные.

В Японии, например, при воспитании очень большой акцент делается на значимость общественного мнения, как и во всех остальных коллективистких культурах. Поэтому весь процесс воспитания происходит с оглядкой на мнение окружающих, в формате принятых традиционных норм и шаблонов. Многим известно, что до 5 лет детей в Японии балуют, позволяя им делать абсолютно все. Первые ограничения начинаются в школе и вводятся они постепенно. По мере взросления коллективисткиая культура облагает личность все большим количеством шаблонных требований. В индивидуалистких культурах, где, прямо скажем, имеет место быть зацикленность личности на самой себе. Общество помешано на молодости и старается отодвинуть пожилой возраст. В культурах коллективисткого плана мы наблюдаем обратную картину: возраст – прерогатива мудрости, уважения, привелегий. Любой старший в Китае – беспекославный авторитет для более молодого. А неустанное пестование родителями ребенка – самая надежная гарантия надежного воспитания.

Следует отметить, что российская культура до 90-хх годов тоже была преимущественно коллективисткой. Высокую роль играли традиции, семейные межпоколенческие связи, общественное мнение, заданные стандарты  воспитания. Однако, в настоящее время мы можем видеть смещение индекса коллективизма в сторону индивидуалисткой доминанты. Особенно это заметно в столичных городах и городах-миллионниках. Также немаловажную роль играет географический фактор. На Севере России и на юге России культурные стереотипы, в том числе и нравственно-воспитательного характера будут различаться.  В современном постиндустриальном обществе с его информационными потоками культурные константы безусловно, подвергаются некоторой трансформации. Это обусловлено миграционными процессами, межэтническими браками, транснациональными корпорациями, образовательными обменами и т.д. Однако, следует отметить тот факт, что наиболее глубоко укорененные в культуру когнитивные индексы остаются неизменными

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *