Роль культурного интеллекта в межкультурных коммуникациях

В настоящее время множество исследований в разных областях посвящены понятию «культура», как центру для изучения различных аспектов мышления, поведения и жизнедеятельности человека в социуме и «культурный интеллект».

В качестве самых употребляемых метафор, для того, чтобы проиллюстрировать культуру чаще всего применяется «айсберг» ( по Э. Холлу) и «луковица»: мы знаем, что большая часть айсберга находится под водой, а чтобы очистить луковицу мы должны снимать слой за слоем…

Также небезынтересна метафора деловых отношений в разных культурных группах. Например, нередко деловые отношения, проектная деятельность, ассоциируются с дорогой. В Северной Америке и Западной Европе эта дорога – магистраль «магистраль – прямая, на ней невозможно потеряться», а  время – линейная величина, способ «набирать очки». В Азии, Арабских странах нет стремления сделать дорогу магистралью. Предпочтение дается дороге со множеством изгибов, обходных путей и прекрасным пейзажем. Люди, «любящие пейзаж», могут воспринимать людей, «любящих магистраль» как  излишне настойчивых, бесчувственных. Путешественники по магистрали видят людей, любящих пейзаж излишне медлительными и неэффективными.

Безусловно, межкультурная компетентность должна быть на чем-то основана. Много в данном ключе говорится о телерантности, но одной толерантности недостаточно, современному человеку необходимо развивать культурный интеллект.

Концепция культурного интеллекта

(Cultural intelligence) впервые была разработана П. Эрли И Е. Мосаковски). Под культурным интеллектом понимается способность личности эффективно взаимодействовать с представителями разных культур, распознавать незнакомые и многозначно трактуемые сигналы, получать необходимые знания о культурных особенностях, предвидеть последствия своих слов и действий с коммуникации с представителями других культур и вести себя в данном контексте конструктивно. Культурный интеллект – это, согласно определению  исследователей [Earley, Mosakowsky: 2004] – способность понимать малознакомые контексты и приспосабливаться к ним. На наш взгляд, генезис кросс-культурной компетентности состоит из развитого культурного интеллекта, адекватного самоанализа, социального анализа и управления межличностными отношениями. Сюда же может быть добавлена  рефлексия актуального опыта и пополнение «банка данных» (обратная связь). По сути, развитый культурный интеллект это та составляющая часть личности, которая позволит ей быстро адаптироваться в условиях поликультурной энтропии.

П. Эрли  и С. Анг выделяют 4 компонента, составляющих базовую модель культурного интеллекта:

  1. Мотивационный компонент (побуждение).
  2. Когнитивный компонент (знание).
  3. Метакогнитивный компонент (стратегия).
  4. Деятельностный компонент (действие).

 

Читайте материал по теме: Что такое эмоциональный интеллект

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *