Механизм целеполагания как индивидуальный стратегический выбор

Целеполагание — процесс моделирования результата еще не осуществленной деятельности, представленной чаще всего образом, мысленной моделью будущего продукта, качественными или количественными характеристиками, или системой знаков и понятий. Целеполагание выполняет побудительную, познавательную, управляющую функции. Сам акт целеполагания включает в себя :

  • диагностику, прогноз и проектирование, которые в совокупности обеспечивают понимание и определение цели деятельности; анализ объективных возможностей в реализации намечаемой цели;
  • выбор форм, методов и средств с учетом общих, особенных и индивидуальных свойств субъекта;
  • составление программы предстоящей деятельности.

При этом целеполагание происходит в условиях псевдосвободы выбора цели (Коган, 1999). Согласно этому принципу, в процессе целеполагания субъект обладает выбором текущих и стратегических целей, который ограничен как внешними, так и внутренними причинами. Причем эта ограниченность не всегда им осознается.

Важным моментом целеполагания в условиях псевдосвободы выбора является понимание этого процесса как несводимого к исключительно рациональной деятельности, опирающейся на достоверное знание. Только взаимосвязь рационального и эмоциального позволяет осуществлять деятельность в условиях неполной определенности. Причем чем больше неопределенность, тем большее значение имеет эмоциональная составляющая.

Целеполагание  до настоящего времени относится к классу слабоструктурированных задач, решение которых в большинстве случаев обеспечивается неформальными методами. Эффективность  зависит от:

  1. квалификации исследователя
  2. его интуиции
  3. объема имеющейся в его распоряжении информации по рассматриваемой проблеме
  4. возможности ее обработки в полном объеме.

Способность строить модели субъективного будущего в образах является определяющим свойством воображения. Именно воображение и расчет являются тем инструментарием, с помощью которого субъект строит прогноз развития ситуации, анализ которой, собственно, и позволяет ему сделать выбор. Другими словами, процесс мыследеятельности человека и, в частности, целеполагание принципиально не алгоритмизируется, благодаря чему человек способен действовать в неполностью определенных условиях.

По логике концепций «принятия решений» в момент выбора человек отсекает, исключает все возможные линии своей жизни, от которых он отказался. Он живет по одной ветви «дерева целей», все остальные практически не существуют для него. Совершая выбор, человеку приходится «разрушать ранее заложенные основания» – «личность непрерывно и неудержимо стремится вперед, закладывая по пути основания то тому, то другому» .

Возможность альтернативного построения внутренних предпосылок деятельности давно отмечена исследователями. Общефилософский смысл этой проблемы был сформулирован Кантом, который утверждал, что человек принадлежит двум мирам – миру эмпирического бытия, пространства, времени, внешней необходимости и миру практического разума, нравственности, и поэтому подчиняется одновременно двум логикам – «законам природы» и «законам свободы». В психологии этот феномен связывался и с когнитивными процессами (Дж. Келли) (Келли, 1984), и с мотивационными (Г. Олпорт) (Наумова, 1988), или с такими специфическим состоянием, как когнитивный диссонанс (Силов, 1995).

 

Для процесса целеполагания может быть сформулирован принцип неопределенности следующим образом: чем объективно или субъективно определённее для индивида выступают два элемента целеполагания, тем больше он стремится сохранить неопределенным третий.

Сохранение неопределенным элемента целеполагания несет важную функцию, оно создает возможность конструировать новые альтернативы выбора (как единство цели, критерия и возможности). Чтобы ситуация перехода к новым целям, на новый их уровень стимулировала не только количественное, но и качественное увеличение внутреннего ресурса, она должна быть результатом случайного, т. е. необоснованного в рамках известных критериев, выбора. Речь идет, таким образом, о выборе альтернативы, все параметры которой неизвестны, непредсказуемы, за исключением одного, входного, гарантирующего индивиду переход, «прорыв» на новый уровень существования, новое поле возможностей.

Вышло немало публикаций, в которых затрагиваются отдельные стороны управления человеком различными аспектами своей жизни, но мало внимания уделяется аспектам стратегического жизненного целеполагания и целедостижения, и неполно представлены механизмы экзогенного персонального управления как важного инструмента менеджмента жизни.

Персональный стратегический менеджмент представляет совокупность средств, форм и методов достижения человеком своих жизненных целей (Коробейников, 2001). Используя данный инструментарий, человек может попытаться оптимально сформировать и эффективно реализовать личную жизненную стратегию.

  1. Коробейников Д. Жизнь и карьера: стратегическое управление // Проблемы теории и практики управления. № 6, 2001.

В целом ПСМ необходимо разделить на экзогенный (экзо-ПСМ), когда разработать и воплотить жизненную стратегию человеку помогают сторонние лица (на ранней стадии – обычно родители, позже к ним подключаются друзья, педагоги, руководители и уважаемые люди), и эндогенный (эндо-ПСМ), когда человек относительно самостоятельно занимается этой работой.

Ключевыми в достижении личных жизненных целей являются следующие факторы:

  • наличие стратегии жизни;
  • владение технологиями ее реализации;
  • умение работать с инструментами управления формированием персонального человеческого капитала.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *