Пространство и время в китайской культуре

Пространство

В книге ≪Китайская грамота≫ А. Ачлей представлено много интересных и уникальных сведений о жизни и специфике быта китайцев. Особый интерес представляет тот факт, что китайцы дифференцируют мир по принципу ≪центр — окраина≫. То есть весь мир разделен на центр (собственную цивилизацию) и периферийные цивилизации. В их мировоззрении жизнь вращается по винту времени вокруг центра. В центре скорость бытия самая малая, он успокаивает и ассимилирует все, что в себя затягивает.

Время

Интересно в китайской традиции понимается категория времени. В грамматике данная категория отсутствует. Есть только совершенный и несовершенный вид: это и помогает некоторому упорядочению процессов. Если в европейской традиции к прошлому мы обращены спиной, то в китайской к прошлому чело- век обращен лицом, так как оно известно, и из него можно черпать смыслы, мудрость, а будущее нам неизвестно. Будущее для китайцев ≪приходит≫, а потому спешить некуда. Ключ к истине ищется в истории. Еще один интересный, по мнению авторов, момент: прежде чем совершить действие, в отличие от спешащих европейцев, китайцы замедляются, осмысливают. Время воспринимается как нелинейная величина, измеряется не длительность, а порядок последовательности. Движение для китайцев — ≪смерть≫, а покой —≪жизнь≫, что диаметрально противоположно европейской традиции. Китайский интеллект — это сочетание духовности и связи с объективной реальностью. Японцы сегментируют время, буквально делят его на части. Они уделяют внимание не тому, сколько времени занимает то или иное дело ( в отличие от западных коллег), а насколько оно корректно распределено и коррелируется с традициями и учитивостью и вежливостью. Этот подход позволяет маркировать положение человека независимо от того, деловой это или личный контекст коммуникации.

 

Читайте материал по теме: Отличие китайского менталитета от западного в иллюстрациях

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *