Деловые подарки в межкультурном контексте

В восточных и азиатских культурах этикет дарения в основном основан на традициях. Сам повод, стиль дарения, манера приема подарка очень важны.

Следует иметь ввиду, что:

  • В Азиатских странах подарки вручают в основном только правой рукой;
  • В Японии подарки принято принимать только двумя руками;
  • В Сингапуре традиционно принято несколько раз отказываться прежде чем принять подарок;
  • В Китае любят принимать подарки, но традиционно дарителю принято проявлять напористость, чтобы его подарок был принят; в противном случае существует «опасность» показаться жадным.

В официальном деловом этикете подарки рассматриваются как подкуп – поэтому в случае многократного отказа  следует проявить адекватность и понимание. В случае если подарок предназначается вам – необходимо следовать данной процедуре. На Востоке при дарении подарка от лица компании следует учитывать статус отношений и иерархию – дарить его следует самому высокопоставленному лицу и ценность подарка должна соответсвовать уровню деловых отношений. Индивидуальный подход без сомнения должен присутствовать, но экстравагантность проявлять не рекомендуется.

Числа и цвета имеют особые коннотации на Востоке, особенно в Китае.

Считается, что красный цвет часто символизирует  удачу, розовый и желтый – счастье. Число 8 – счастливое. Черный, белый и синий цвета, а также четыре одинаковых предмета вызывают ассоциации со смертью и похоронами. То же самое относится к часам, носовым платкам  — их дарить категорически не рекомендуется.

Как и в других культурах востока, в  японской культуре дарение ассоциируется с искусством. Сама церемония, время, место, повод приподнесения подарка имеет большое значения – он как правило должен быть дорого оформлен и приподнесен с глубочайшим уважением.

Японский обычай приподнесения подарков (Дзото) достаточно сложен: японцы дарят друг-другу подарки целый год. Подарки подразделяются на сезонные и церемониальные. Главным и основным параметром японского этикета дарения является непрерывность и взаимность. Немаловажный момент: ценность подарка иллюстрирует отношения между двумя партнерами.

Важен символизм, а не дороговизна подарка. Экстравагантность в данном случае не рекомендуется. Следует помнить, что вручать его нужно обязательно двумя руками, низко кланяясь. Не стоит удивляться, когда вам вежливо откажут несколько раз, прежде чем примут подарок, а приняв, не станут его открывать.

Рекомендуется дарить дорогие кондитерские изделия, конфеты. Следует уделять большое внимание количеству предметов и их цвету – ибо символизм доминирует в культуре дарения на Востоке. Принято считать, что подарок из 2 предметов приносит удачу, а из 4 и 9 – наоборот. Красный цвет ассоциируется с болезнями и смертью. Не рекомендуется категорически дарить книги, ножи и ножницы.

В романских культурах нет такого сложного церемониала и символизма в культуре дарения. Некоторые деловые отношения имеют личный характер и менее подвержены традициям. Подарки рассматриваются как средство произвести хорошее впечатление, завязать и поддерживать отношения. Здесь во многом учитываются личные вкусы, пристрастия и привычки человека. Не следует все же дарить ножи, носовые платки, использовать черную оберточную бумагу, черные, желтые, красные или белые цветы.

В мусульманских странах не принято дарить алкоголь. Не рекомендуются так же изделия из свиной кожи, нижнее белье, ножи, все, что имеет изображения собак или женского тела. Подарки приподносят правой рукой или обеими руками.

В Бельгии, Франции, Германии, Италии, Португалии и Испании не рекомендуется дарить подарки с логотипом вашей компании.

В Южной Африке как правило не распространено дарить деловые подарки, но приветствуется приносить с собой угощение, если вы приглашены в гости.

В деловой среде Швейцарии ценятся подарки ручной работы высокого качества, имеющие некий оттенок эксклюзивности. Особенно будут оценены авторские (дизайнерские) изделия и изделия народного промысла.

Цветы

Даря цветы, следует учитывать, что белые цветы в Китае означают траур; желтые имеют такое же значение в Латинской Америке и на Ближнем Востоке; в некоторых европейских странах хризантемы могут ассоциироваться с болезнями и смертью; практически везде на Западе красные розы символизируют романтические намерения. При деловых отношениях, особенно в кросс-культурном контексте более уместны горшечные растения или специально составленные флористами букеты.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *